Тема для обсуждения: Психологические особенности деятельности следователя

Время 2 часа.

Учебные вопросы:

1. Психологические особенности деятельности следователя.

2. Профессиограмма следователя.

Задание на самоподготовку:

1. Изучить раздел «Личность юриста и юридическая деятельность».

2. Подготовить сообщения на темы:

· Следственно-поисковая деятельность в информационно-дефицитных ситуациях.

· Особенности и условия труда следователя.

· Сущность удостоверительной деятельности.

· Формирование и развитие организаторских качеств и умений следователя в профессиональной деятельности.

· Правоприменительная деятельность и средства массовой информации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные задачи психологии юридического труда?

2. Что вы понимаете под понятием «этика правоприменительной деятельности»?

3. Что включает в себя структура профессиограммы следователя?

4. Какие общие и специальные качества составляют социальную деятельность следователя?

5. В чем суть коммуникативной деятельности?

6. Каковы особенности удостоверительной деятельности?

7. Развитие каких качеств требует следственно-поисковая деятельность?

8. Чем характеризуется организационная деятельность следователя?

9. Какова роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда?

10. Что вам известно о профессиограммах судьи, нотариуса, юрисконсульта и в чем их особенность?

Методические рекомендации:

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на то, что основной задачей психологии юридического труда является выявление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, уголовного права, процесса, криминалистики и т.д. Системный же подход позволяет определить взаимосвязь между личностными качествами в структуре личности, и выделить среди них наиболее значимые для следственной работы. Кроме того, системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.

Овладение профессией следователя требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта и целого ряда профессиональных навыков и умений, учитывающих то, что этот вид деятельности в первую очередь связан с нормами права.

Важно понимать, что в профессиональном плане деятельность следователя характеризуется:

· процессуальной регламентацией средств и сроков следствия;

· высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя;

· наличием властных полномочий;

· активностью в преодолении возможного противодействия заинтересованных лиц;

· высокой ответственностью за принимаемые решения;

· оперативностью и целенаправленностью следственных действий;

· познавательно-поисковой, удостоверительной, социальной, коммуникативной и организационно-управленческой направленностью;

· высокой эмоциональной напряженностью.

Подготовка к следующему вопросу требует понимания того, что профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархию, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимосвязи и во взаимозависимости.

Каждая из сторон профессиограммы отражает определенный цикл профессиональной деятельности, а также реализацию личностных качеств, навыков и умений, знаний, обеспечивающих профессиональный успех в деятельности следователя.

В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Особое значение поисковая сторона деятельности имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации, которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления. Эффективность процесса сбора доказательной информации зависит в значительной степени от знаний следователем информационных свойств различных материальных объектов, и от его индивидуального информационного запаса.

Следующий уровень - коммуникативная сторона следственной деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую информацию для раскрытия преступления путем общения с разными людьми. Это специфическая сторона деятельности, заключающаяся в общении в условиях правового регулирования, что накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями, придавая особый оттенок общению. Это, в свою очередь, требует от следователя специальных знаний в области психологии общения, и профессионального мастерства установления психологического контакта с различными категориями граждан.

Вся полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности информация в процессе удостоверительной деятельности следователя преобразуется в предусмотренную законом форму (протокол, постановление и т.д.). Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

В своей профессиональной деятельности следователь выступает как организатор расследования. Организационно-управленческая сторона следственной деятельности состоит в непосредственном руководстве людьми при решении профессиональных задач, в организации совместной работы с различными должностными лицами, правоохранительными органами и другими сторонами в уголовном процессе, а также в волевом самоконтроле эмоционального состояния.

Реконструктивная сторона деятельности следователя - это, по сути, блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект следователя, что позволяет ему выдвигать гипотезы, версии и разрабатывать планы расследования.

Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в которой следователь предстает как организатор борьбы с преступностью, в том числе как правовой пропагандист и участник превентивных действий в работе с населением, перевоспитании осужденных и т.д.
Литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2008.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

3. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 2006.

4. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М., 1990.

5. Королюк Н.И. Психологическая саморегуляция сотрудников ОВД. – М., 1997.

6. Краткий психологический словарь. М., 2006.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2008.

9. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел /Под ред. М.И.Марьина. – М., 2002.

10. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях /Под ред. В.М.Бурыкина. – М., 2004.

11. Прикладная юридическая психология Под ред. Столяренко А.М. М., 2001.

Наши рекомендации