Выдвижение гипотезы исследования (экспериментальной гипотезы) и определение новизны работы
И в ходе исследования, и в ходе эксперимента изучается изменение «переменных». При этом сама «переменная» является основным термином в словаре психолога-экспериментатора и определяется как любая реальность, которая может изменяться, если это изменение фиксируется в эксперименте (см.: Готтсданкер Р., 1982, с. 438). Применительно к психологии труда переменные характеризуют человека (и его качества) в ходе выполнения определенной трудовой деятельности, а также профессиональное самоопределение и само развитие человека как субъекта труда. При этом выделяются: независимая переменная (или фактор), изменяемая экспериментатором и включающая в себя несколько состояний (условий) или уровней, и зависимая переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, принимая различные значения. Применительно к профориентационному исследованию в качестве таких переменных можно рассматривать, например, Уровень информированности человека о выбираемой профессии (зависимая переменная) и способ (методика) организации проф-информационной работы с данным человеком (независимая переменная, изменяемая самим экспериментатором).
Важной составляющей организации изучения человека в труде является экспериментальная гипотеза, определяемая как «конкретизация некоторой догадки или идеи с целью ее проверки в эксперименте». Гипотеза включает в себя независимую и зависи-
мую переменные (см. выше) и заключается обычно в предпс жении о соотношениях между ними (см. там же, с. 431). Как \ вает С. Новикова, «гипотеза может быть сформулирована тол! в результате предварительного анализа объекта», «она являс своеобразным прогнозом ожидаемого эффекта исследовате ской задачи», «в результате проверки гипотеза либо опровер ется (что также является важным результатом исследования.! Авт.), либо подтверждается» (Новикова С, 1993, с.24). Ва характеристики научной гипотезы выделяет В.В.Краевский: дача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в вую очередь в том, чтобы показать, что не очевидно в объе* что он видит в нем такого, чего не замечают другие. Науч! истины всегда парадоксальны. Гипотеза, будучи средством пер да от старого знания к новому, неизбежно вступает в против чие с имеющимися представлениями. Во всяком случае то, так всем очевидно, что не требует доказательств, — не гипс (Краевский В. В., 1994, с. 128).
Выделяются различные виды гипотез (см.: Новикова? 1993, с. 24-25):
- по степени общности предположений: гипотезы-основат
гипотезы-следствия (выводятся из гипотез-оснований и
средством для их доказательства);
- по отношению к главным задачам исследования: основ*
гипотезы (указывают на наиболее существенные связи в изу
мом объекте) и неосновные гипотезы (указывают на побоч
но также важные связи данного объекта);
- по степени разработанности и обоснованности: перв*
гипотезы (выдвигаются на начальных этапах исследования) и ]
ричные гипотезы (выдвигаются на основании проверки, вза
вторичных);
- по содержанию предположений: описательные гипотезы (к
сификационные и функциональные), объяснительные гипс
(гипотезы о причинах) и прогнозные (для раскрытия тендеь
в функционировании и развитии изучаемых объектов).
Можно выделить также теоретические, эксперименталы практические, учебные гипотезы. Интересны также способы < мулирования (выдвижения) гипотез. Ниже представлены н« торые возможные варианты (смысловые «заготовки») форд рования гипотез исследования, куда при некотором вообр нии всегда можно подставить конкретные изучаемые параме
1. Гипотезы-отношения (обобщения, классификации): «Да предмет (психические свойства, образования и проявления, а' метод, методика), при соблюдении определенных условий (г метров), находится в таких-то отношениях (исходя из пробле предмета и целей исследования уточнить, в каких именно) с < метом таким-то (также уточнить, с каким именно)».
Пример формулирования гипотезы-отношения: «Мы предполагаем, что подростки-девятиклассники с невысоким уровнем ценностно-нравственного развития (данный предмет — независимая переменная) первоначально демонстрируют лучшую (исследуемое отношение) социально-профессиональную адаптацию (зависимая переменная, меняющаяся в зависимости от независимой переменной и условий), чем их сверстники с более высоким уровнем ценностно-нравственного развития (другой исследуемый предмет) в условиях существующей социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в современной России (условия исследования, выступающие в качестве второй зависимой переменной)».
2. Гипотезы-преобразования (воздействия, изменения, сохра
нения, профилактики): «Данный метод (или программа, теорети
ческая модель и т.п.), примененный к такому-то предмету, при
соблюдении таких-то условий (конкретных характеристик мето
да, условий и предмета), позволяет получать такой-то эффект
(решать такие-то задачи)».
Пример формулирования гипотезы-преобразования: «Мы предполагаем, что разработанная нами профориентационная программа (или методика такая-то) позволяет повышать уровень сформированное™ личных профессиональных перспектив (эффект — зависимая переменная) у учащихся XI класса общеобразовательной школы при условии сочетания этой программы с другими традиционными методами профориентации (условия реализации разработанной программы)».
3. Профессиональная, а иногда и житейская интуиция, «чутье»,
которое хотя и напоминает в чем-то «чертовщину», но которое
все-таки играет определенную роль в научных исследованиях. Вы
ражается это в интуитивных предположениях типа: «по-моему,
так сделать лучше...», «должно быть так-то, но почему, пока не
знаю...» и т.п. Появляется такая интуиция не на пустом месте (и
не «с небес»), а на основе богатого научно-практического и жиз
ненного опыта. Особенностью профессиональной интуиции ис
следователя является отсутствие традиционных формально-логи
ческих обоснований. Исследователь обычно использует интуитив
ные гипотезы только для себя лично, поэтому мы не рекомендуем
включать их в научные работы в качестве главного формального
ориентира исследования.
4. Учебные гипотезы связаны с реальной педагогической прак
тикой, часто также осуществляемой не на основе строгой науки,
но предполагающей элементы мастерства преподавателя, близ
кие к искусству. Поэтому такие гипотезы также трудно сформули
ровать в строгом виде. Но поскольку в практической педагогиче
ской работе важен именно результат (приращение у учеников но-
в°го знания и нового способа овладения этим знанием), то не-
редко педагоги интуитивно способны этот результат обеспеч! лучше, чем ученый-исследователь, пытающийся экспериментам (но не практически) выяснить причины эффективности (или эффективности) данного педагогического воздействия.
Учебные исследовательские гипотезы могут формулировав ся в виде вопросов-предположений примерно следующим разом: а) смогут ли данные ученики воспринять учебный ма1 риал (для этого можно провести исследование их готовност обучению, а можно опытным взглядом просто оценить та* готовность с помощью нескольких вопросов и беседы); б) с» гут ли ученики запомнить учебный материал; в) смогут ли переписать материал в тетради, чтобы потом использовать подготовки к экзамену; г) смогут ли ученики использовать лученные знания в учебно-практических процедурах; д) cmoi! ли ученики воспринять учебный материал как личностно чимый для себя и т. п.
Что касается положений, выносимых на защиту, то делается Ц обычно в диссертационных исследованиях. Такие положения i мулируются не в виде предположений (как при формулирова гипотез), а в виде «уверенных» утверждений (и даже убежде* автора), которые и «защищаются» в работе.
Важным элементом теоретического и эмпирического иссле вания является новизна исследования, прямо связанная с пров емым в исследовании предположением-гипотезой, поскольку,; уже отмечалось, гипотеза должна быть не самоочевидной и держать что-то новое.
Ниже представлены о б о б щ е н н ы е варианты onpej ления новизны в психологическом исследован]
1. Теоретическая новизна: 1) поставлена проблема; 2) разг.
тана теоретическая модель; 3) сделаны новые теоретические <
щения, классификации (по уже имеющимся фактам) и т.п.
2. Экспериментальная новизна: 1) получены новые эмпи$
ческие факты; 2) подтверждены (или опровергнуты) старые
ные в новых условиях или новыми, более совершенными мет
ми исследования.
3. Методическая новизна: 1) разработан новый метод (мет
ка); 2) существующая методика адаптирована к новым услов»
3) разработана модификация известной методики, позволяк>ц|
решать новые задачи профессионального самоопределения.
4. Практическая новизна (близко к практической значимс
1) создана и реализована модель организации практической щ
ориентационной службы в конкретных условиях; 2) разра€
основы и условия использования известной методики в при*
пиально новой ситуации; 3) предложены конкретные рекоме*
ции по совершенствованию профориентационной работы в но!
условиях; 4) разработаны программы подготовки профконсу|
тантов по освоению новых методов работы; 5) разработана программа профессионального подбора кадров на конкретном пред-прИятии и т.п.