Ограничения

Когда речь заходит об установлении более эффектив­ных барьеров, мы можем выделить два аспекта. Первый — мы начинаем ограничивать других. Именно об этом чаще всего приходится слышать. Однако на самом деле в прак­тической жизни ограничивать других невозможно. Все, что мы можем сделать, — это ограничить нашу собственную открытость людям, которые ведут себя неправильно; не в наших силах изменить их или заставить вести себя пра­вильно.

Примером в этом для нас является Бог. Он не «стре­мится» в буквальном смысле «ограничить» людей, чтобы «заставить» их изменить свое поведение. Бог устанавлива­ет стандарты, но при этом позволяет людям вести себя ес­тественно. Но затем отвергает тех, кто ведет себя непра­вильно. По сути, Он говорит: «Ты можешь быть таким, если хочешь, но в Мой дом тебе вход запрещен». Небеса — место для кающихся, и там всех рады видеть.

Но Бог ограничивает Свою открытость перед злыми и нераскаявшимися людьми. Так же следует поступать и нам. Священное Писание призывает отдаляться от людей, чье поведение разрушительно действует на нас (Мф. 18:15-17; 1 Кор. 5:9-13). Если мы отдаляемся, это отнюдь не значит, что мы не любим. Таким образом мы защищаем любовь, потому что выступаем против того, что способно ее разру­шить.

Полезно рассмотреть и другой аспект вопроса об огра­ничениях. Это установление наших собственных внутренних ограничений. Внутри нас должно быть пространство, в пре­делах которого мы могли бы пережить чувство, импульс или желание, не совершая при этом соответствующих по­ступков. То есть нам нужен самоконтроль .без подавления.

Мы должны уметь говорить себе «нет». Это относится как к нашим разрушительным желаниям, так и к некото­рым хорошим, к осуществлению которых неразумно стре­миться в данный конкретный период. Такая внутренняя структура является очень важным компонентом, необхо­димым для создания барьеров и поддержания целостности личности, а также выработки самоконтроля, чувства ответ­ственности и «обладания» своим «я».

Таланты

Ниже приведены два отрывка. Это два ответа господи­на своим слугам. Обратите внимание, как резко они отли­чаются:

«Хорошо, добрый и верный раб в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

«Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; итак возьмите у него талант и дайте име­ющему десять талантов» (Мф. 25:23,26-28).

Нет другого отрывка, который бы лучше проиллюст­рировал возложенную на нас Богом ответственность за правильное использование своих талантов. Хотя в примере речь идет о деньгах, но идея в равной степени применима и к нашим внутренним талантам. Совершенно ясно, что наши таланты находятся на нашей территории, в рамках наших барьеров. Следовательно, именно мы отвечаем за их должное развитие. Тем не менее мы часто боимся пол­ностью владеть ими, потому что это всегда связано с рис­ком.

Притча о талантах гласит, что мы обязательно должны развивать свои дары и продуктивно работать. Кроме всего прочего, поступая так, мы будем несравненно счастливее. Чтобы преодолеть страх неудачи, на поводу у которого пошел «лукавый и ленивый» раб, необходима работа, тре­нировка, учеба, молитва, ресурсы и благодать. Его постиг­ла кара не за то, что он боялся. Мы все боимся, когда пытаемся сделать что-то новое и трудное. Его постигла кара за то, что он не преодолел свой страх и поэтому не прило­жил достаточно усилий. Если мы не пытаемся преодолеть свой страх, мы тем самым отрезаем себе путь к Божьей благодати. Кроме того, уступая страху, мы оскорбляем Его дар и благодать, с помощью которых Он был готов нас поддержать в процессе учебы.

Мысли

Наш ум и наши мысли — важная составляющая, одна из тех, которые доказывают, что мы созданы по образу и подобию Божьему. Ни одно другое земное существо не обладает способностью мыслить. Мы единственные существа, призванные «любить Бога разумением своим»

(Мк. 12:30). И Павел писал, что он «пленяет всякое по­мышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5). Установле­ние барьеров в мыслях включает в себя три вещи:

/. Наши мысли должны принадлежать нам. Многие люди не владеют своим собственным мыслительным процессом. Они механически повторяют мысли, мнения и суждения других, не стараясь проверить их. Они никогда не стреми­лись «подумать своей головой». Безусловно, нам следует прислушиваться к мыслям других и взвешивать их; но ни в коем случае нельзя позволять другим думать за нас. В рам­ках взаимоотношений нам следует решать все самостоя­тельно, оставаясь независимыми мыслителями.

2. Мы должны возрастать в знании и расширять свой кругозор. Одна область, в которой нам следует возрастать в знании, — это познание Бога и Его Слова. Давид так ска­зал о познании Божьего Слова: «Истомилась душа моя же­ланием судов Твоих во всякое время. Откровения Твои — утешение мое, советники мои» (Пс. 118:20,24). Другой спо­соб познания Бога — изучение Его творения и Его работы. Узнавая этот мир, мы повинуемся заповеди «обладать и владычествовать» землей и всем находящимся на ней. Что­бы стать мудрыми распорядителями мира, отданного в наши руки, мы должны хорошо знать этот мир. Независимо от­того, чем мы занимаемся: делаем операцию, приводим в порядок свои счета или воспитываем детей, мы должны использовать свой мозг, чтобы лучше жить и прославлять Бога.

3. Мы должны исправлять искаженный образ мыслей. У всех у нас есть тенденция видеть, думать и воспринимать искаженно. Легче всего, вероятно, увидеть это искажение на примере личных взаимоотношений. Мы редко видим людей такими, какие они есть. Наше восприятие искажа­ется прошлыми взаимоотношениями и нашими собствен­ными предвзятыми представлениями о том, кем, по наше­му мнению, они являются. Это относится даже к самым близким людям. Мы не видим ясно из-за «бревен» в наших глазах (Мф. 7:3-5).

Если мы хотим подчинить себе мыслительный про­цесс на уровне взаимоотношений, то для этого необходи­мо тщательно проверить, не ошибаемся ли мы. Впитывая новую информацию, мы начинаем мыслить более реалис­тично.

Кроме того, непременно надо делиться мыслями с дру­гими людьми. Многие люди думают, что другие должны уметь читать их мысли и знать, чего они хотят. Это приво­дит к разочарованию. Даже Павел говорит: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2:11). Какое точное высказыва­ние! У нас есть наши собственные мысли, и если мы хо­тим, чтобы другие узнали их, то должны рассказать.

Наши рекомендации