Основные виды устных и письменных работ
(5—9 классы)
У с т н о : правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с мак-симальным использованием художественных особен-ностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур-ном герое, характеристика героя или героев (в том чис-ле групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведе-ние, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подго-товка сообщений, доклада, эссе, интервью на литера-турную тему; диалога литературных героев (воображае-мых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогиче-ской речью в объеме изучаемых в этих классах произве-дений (в процессе беседы, интервью, сообщений, до-кладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфо-эпических, литературных, энциклопедических, мифоло-гических, словарей имен и т. д.), каталогов.
П и с ь м е н н о : развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочине-ние- миниатюра, сочинение на литературную и свобод-ную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух ге-роев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (про-стого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, сти-хотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 клас-сах.
ДЕСЯТЫЙ КЛАСС
Литература XSX века
Русская литература XIX века в контексте ми-ровой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно -нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нрав-ственного идеала).
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александ-ровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 го-да. Движение декабристов. Воцарение Николая !. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настрое-ний. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение роман-тизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют-чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде-ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной рус-ской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепо-стного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра-нительные, либеральные, славянофильские, почвенни-ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его кру-га и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социаль-но-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа-рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и ли-тературы. Чехов как последний великий реалист. Насле-дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драма-тургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест-во. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Ис-тина — три принципа пушкинского творчества. Нацио-нально- историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непороч-
ны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сея-тель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия»
(«Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон»,
«Осень» и др. Слияние гражданских, философских иличных мотивов. Преодоление трагического представ-ления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — осно-ва реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество.Ранние романтические стихотворения и поэмы.
Основные настроения: чувство трагического одиночест-ва, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как
часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те-ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятий о ро-мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли-янии.
Николай Васильевич Гоголь.Жизнь и творчество.(Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хутореблиз Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народнаяфантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо-рился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и
эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект».Со-четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре-альности и фантастики. Петербург как мифический об-раз бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити-ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче-ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са-мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор-мирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое при-знание.
Иван Александрович Гончаров.Жизнь и творчест-во. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проб-лематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как обще-ственное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та-
кое обломовщина?» H. А. Добролюбова, «Обломов»
Д. И. Писарева).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че-рез индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский.Жизньитвор-чество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сце-нического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное само-сознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес-токих нравов» «темного царства». Образ города Ка-линова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-по-этическое и религиозное в образе Катерины. Нравст-
венная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанро-вое своеобразие. Драматургическое мастерство Ост-ровского. А. Н. Островский в критике («Луч света в
темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятий о дра-ме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, тра - гедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев.Жизнь и творчество.(Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное от-ношение к духовным ценностям: к любви, природе, ис-кусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Тра-гическое одиночество героя. Споры вокруг романа и ав-торская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе
(«Базаров» Д. И. Писарева).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о ро-мане (частная жизнь в исторической панораме. Соци-ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев.Жизнь и творчество. На-следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета-ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно- реалистической детализацией). Лю-бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ-ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици-стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли-рических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы,
природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хоро-шо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы-лое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано пре-
дугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о ли-рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет.Жизнь и творчество.(Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе-та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача-ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти-ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже-ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...»,
«Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при-ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по-лон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о ли-рике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой.Жизнь и твор-чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом
взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба-тюшка...»,
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест-во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фе-та. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа-лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала, Социальная трагедия народа в городе и де-ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лири-ческих переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального вы-
ражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-наро-долюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любов-ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэти-ческий язык. Замысел поэмы «Кому на Руси житьхорошо». Дореформенная и пореформенная Россия впоэме, широта тематики и стилистическое многообра-зие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун-та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтиче-ского языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Над-
рывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско-ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужа-сам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем-ной...».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о народности ис-кусства. Фольклоризм художественной литературы (раз-витие понятия),
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.Жизнь итворчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художест-венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на-рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору) . Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фантастика, гротеск и эзо-пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об-щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь-ные представления).
Лев Николаевич Толстой.Жизнь и творчество. (Об-зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от-ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толсто-го. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле-вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо-кратические устремления русской патриархальной де-мократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изобра-жении писателя, Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные иска-ния Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рациона-лизм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Бол-конской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эс-тетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Куту-зова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутрен-ний монолог как способ выражения «диалектики ду-ши», Своеобразие религиозно- этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — ху-дожника и мыслителя. Его влияние на русскую и миро-вую литературу.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о ро-мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по-нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский.Жизнь итвор-
чество. (Обзор,) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологи-ческий роман. Творческая история. Уголовно-авантюр-ная основа и ее преобразование в сюжете произведе-ния, Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Рас-кольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных пред-ставлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со-циальной несправедливости и гуманизм писателя. Ду-
ховные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора - скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о рома-не (роман нравственно-психологический, роман идеоло-гический). Психологизм и способы его выражения в ро-манах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков.Жизнь и творчество.(Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини-гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и твор-ческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры инеобычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском че-ловеке.
(Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы . Формы повествования. Проб-лема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество. Со-трудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узки-ми представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско -психологической проб-лематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обы-денного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Че-хова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре»,
«Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дамас собачкой», «Случай изпрактики»,«Черныймонах»
И др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые иновые хозяева как прошлое, настоящее и будущее Рос-сии. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психо-логизация ремарки. Символическая образность, «бес-событийность», «подводное течение». Значение художе-ственного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Углубление понятия о рас-сказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, му-зыкальность, поэтичность, психологическая и символи-ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета-ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.