Активные социально-психологические методы и их характеристика
- Тренинг-группы (Т-группы): для повышения способности осознавать ситуацию, поощрения исследовательского отношения к действительности, создания атмосферы раскованности и свободы для искреннего и свободного выражения чувств, сосредоточения внимания.
- Группы обучения (С-группы): ориентированы на приобретение участниками каких-либо умений, обучение стратегиям взаимодействия.
- Группы встреч (Е-группы): имеют экзистенциальную направленность, рассматривают жизненные вопросы и проблемы и ориентированны на решение вопросов бытия и существования.
4) Эксперимент: исследователь взаимодействует с самим объектом, а не с его образным аналогом или моделью.5) Транзактный анализ: анализ структуры личности (Родителя, ребёнка и Взрослого), вербальных и невербальных взаимодействий между людьми; анализ психологических игр (скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу – выигрышу) и анализ индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
6) Психоанализ – выведение исследуемым в сферу сознательного скрытых проблем, источников дискомфорта, страхов и пр. под руководством психотерапевта. Чаще индивидуально.
7) Телесно-ориентированная терапия: изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов. Основана на взаимосвязи духовного и телесного.
Брейнсторминг: цель, процедура, требования к проведению.
Мозговой штурм – метод группового взаимодействия для решения разного рода задач. Направлен на спонтанную выработку большого количества идей для решения задачи/проблемы.
1. Подготовка: постановка задачи/проблемы, которую необходимо решить; составление списка участников мозгового штурма (до 10 чел.) + 1 «собиратель идей», который фиксирует все предложенные идеи.
3. Составление и рассылка информационного письма участникам:название сессии, решаемая проблема, время, дата и место проведения.
4. Составление списка мотивирующих вопросов (если креативность в процессе будет снижаться) «Можем ли мы объединить эти идеи?», «Можем ли мы посмотреть на проблему с другой стороны?» и т. д.
5. Этапы МШ (работа с идеями):
Перечисление идей без оценки реальности их воплощения.