Вопрос 1. Понятие о социализации
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; а с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.
В процессе социализации можно выделить ряд акцентов.
Во-первых, в анализе социализации акцент может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации и т. п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкупыпурации.
Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения, интерналтации различных модусов социального опыта.
В-третьих, внимание может быть уделено преимущественно анализу возможных результатов социализации, и в данном случае речь скорее будет идти о социализации как адаптации.
Вопрос 2. Факторы социализации
Макрофакторы— это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.
Страна, государство (в обыденном понимании — синонимы) — понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных территориально-администативных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.
Понятие общество (в обыденном понимании — синоним государства) — в педагогике и других науках используется для характеристики социальных условий формирования и развития личности.
Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека — биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нужды в чем-либо), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения — орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).
Мезофакторы— это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины.
Этнос (нация) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.
Региональные условия — условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).
Тип поселения — село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей, в них проживающих.
Средства массовой коммуникации — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.
Микрофакторы— детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).
Вопрос 3. Содержание процесса социализации
Исследователи выделяют три сферы, в которых прежде всего осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Остановимся на их характеристике.
Деятельность: на протяжении всего процесса социализации идет расширение перечня деятельностей, т.е. освоение новых видов деятельности. При этом происходит еще три важных процесса: ориентировка в системе связей в каждом виде деятельности; личностный выбор деятельности; центрирование вокруг главного выбранного; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Общение: в процессе социализации личности идет расширение общения (умножение контактов человека с другими людьми, специфика их на разных возрастных этапах) и его углубление (переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера).
Самосознание личности – это становление в человеке образа его «Я» (И.С. Кон). Этот образ складывается под воздействием многих социальных влияний, меняются все три компонента образа «Я»: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).
Таким образом, процесс социализации может быть понят только как единство изменения всех трех сфер.
Контрольные вопросы:
1. Что такое социализация личности?
2. Перечислите факторы социализации.
ЛЕКЦИЯ 10
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1. Стадии процесса социализации
2. Механизмы социализации
3. Социально-психологические способы социализации
Вопрос 1. Стадии процесса социализации
Социализация – процесс, непрерывно длящийся в течение всей жизни, на основе этого выделяют различные стадии социализации:
1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребёнок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Маргинальная (переходная) социализация подростка или стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. всё ещё не устойчиво в мировоззрении и характер подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти своё место в обществе, «вписаться» в общество).
4. Трудовая стадия (не только усвоение социального опыта, но и воспроизведение его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность)
5. Послетрудовая стадия (вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям).