Вопрос 4. Мотивация и самооценка.
1) Мотивационная сфера является ядром личности. Виды мотиваций;
- социальный мотив учения - к нему относится статус хорошего школьника;
- широкий социальный мотив учения – относится долг, ответственность, необходимость получить образование;
- мотивация неуспевающих школьников специфична – круг их социальных
мотивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом;
- познавательные мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования;
- мотивация достижения успеха – в начальных классах становится доминирующей, ярко выражена у детей с высокой успеваемостью, наряду с познавательными интересами – наиболее ценный мотив;
- престижная мотивация – характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями, если она сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе наряду с завышенным уровнем притязаний приводит к аффективным реакциям в ситуации неуспеха;
- мотивация избегания неудачи – сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность;
- компенсаторная мотивация - преобладает у неуспевающих детей. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие, утвердиться в другой области ( спорт, музыка );
-
Широкие социальные мотивы учения соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом в семье. Они еще не ориентируются на существенные стороны обучения.
Все дети приходят в школу с желанием хорошо учиться, но в процессе обучения у них формируются различные учебные мотивы, у каждого складывается своя особая мотивационная система. Часто отрицательное отношение к учению определяют отношения с учителями.
2) Самооценка.
От оценки зависит развитие учебной мотивации. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками, троечниками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Динамика самооценки:
- первоначально, дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2-х классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1-го к 4-го классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.
У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности.
Центральным новообразованием данного возраста является формирование чувства компетентности. Учебная деятельность – основа для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
Становление самооценки младшего школьника зависит от стиля семейного воспитания:
- дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность;
- в семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью;
- дети с пониженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.
Уровень притязаний:
- родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях;
- дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой и бабушкой переживают четверку как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидает эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность;
- дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Планы их будущей жизни просты и туманны;
Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия, и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. У детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.