Проектная работа как форма оценки усвоения

На наш взгляд, наиболее эффективной формой оценки полноты усвоения учебного материала для системы бизнес-образования является подготовка слушателями проектных работ. При этом разрабатываемые слушателями решения насущных проблем предприятия позволяют оценить не только объем усвоения учебного материала, но и глубину его понимания, и способность применить его на практике. Хотя такие самостоятельные работы, выполняемые слушателями по итогам обучения, являются все же учебными, часто они содержат очень интересные предложения и подходы, реализация которых может дать значительный экономический эффект.

Интересный подход использован на ООО "Хрустальный завод" в Гусь-Хрустальном. Дипломные работы, выполненные слушателями по завершению курса обучения, здесь были направлены на решение реальных проблем предприятия. Вот некоторые темы дипломных работ:

* Совершенствование системы материального стимулирования работников заводоуправления;

* Организация продажи продукции завода через INTERNET;

* Организация соревнования "Золотой фонд";

* Изыскание внутренних резервов по экономии энергоресурсов на предприятии;

* Улучшение системы контроля учета за движением продукции в цехе №4;

* Разработка и внедрение методов компьютерного проектирования (дизайна) стеклоизделий;

* Разработка мероприятий, направленных на достижение максимальной прибыльности цеха № 5;

* Разработка мероприятий по обеспечению максимальной прибыльности профилактория.

При этом следует отметить, что защита дипломных проектов проходила в условиях, когда частично наработки слушателей уже были реализованы в производственной практике завода.

Поведенческие изменения

В соответствии с этим критерием определяется, как изменяется поведение работников после прохождения курса обучения, когда они возвращаются к своей работе. К примеру, обучение технике безопасности должно иметь итогом более высокий уровень соблюдения правил обращения с горючими или ядовитыми веществами; обучение вождению – овладение навыками вождения, безопасная езда; тренинг делового общения – уменьшение числа конфликтов в организации, более высокий уровень сотрудничества между работниками организации.

Рабочие результаты

Эффективность программы обучения можно оценить также и по результатам производственной деятельности тех, кто прошел обучение. Если результаты работы организации, подразделения или отдельного работника улучшаются, то это и есть та реальная выгода, которую получает организация в результате обучения.

Стимулом для того, чтобы начать обучение персонала, может быть слишком высокий уровень отходов или брака. При этом целью обучения работников будет сокращение отходов, например, с 10 до 3 процентов. Если такой результат достигнут, можно считать, что обучение было успешным.

Успех курса по маркетингу можно оценить через определение объема продаж или через оценку степени удовлетворенности покупателей, выявленную в результате их опроса. Можно предложить непосредственным руководителям работников, прошедших обучение, оценить, насколько хорошо они применяют те знания, которые они получили за время обучения. Такую процедуру оценки можно повторить через какое-то время (через 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев или больше).

Эффективность затрат

Программы обучения следует также оценивать на предмет эффективности затрат. Обучение должно быть выгодным для организации, то есть надо стремиться к тому, чтобы выгоды, которые будут получены по завершении обучения, превосходили затраты на проведение обучения.

Например, в компании "Хониуэлл" эффект воздействия программы обучения на повышение производительности труда и качества продукции определяется по формуле:

Э=П х N х V х K - N х З,

где П - продолжительность программы (в годах);

N - количество обученных работников;

V - стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников (долл.);

К – коэффициент прироста результативности в результате обучения:

З - затраты на обучение одного работника (долл.).

Пример из практики компаний-лидеров

Оценка эффективности в компании «Моторола»[26]

В компании "Моторола" оценка эффективности обучения является обязательной для продолжения финансирования программ обучения. "Моторола" в 80-е годы находилась на грани банкротства. Условия производства диктовали прежде всего необходимость развития человеческих ресурсов для повышения качества продукции и усиления конкурентоспособности фирмы. В марте 1986 года был открыт "Центр непрерывного образования", еще ранее - "Центр подготовки и образования". Экономический эффект за два первых года составил 7 млн. долл. Помимо того, положительный эффект определялся увеличением на 23% обеспеченности производства квалифицированными ремонтниками и ростом поступления заказов от новой клиентуры на 79%.

Обучение должно быть составной частью работы организации, неотделимой от ее основных целей. Обучение стоит денег, но эти вложения окупаются через повышение производительности, качества, удовлетворенности потребителей. Кроме того, и сотрудники высоко ценят те возможности, которые им открывает обучение.

В таблице 7 представлены разные показатели эффективности обучения и методы их расчета, которые реально используются в практике работы многих западных компаний.

Таблица 6

Наши рекомендации