Как воспитывать детей

Становление программ в раннем возрасте происходит очень легко. То, что взрослому покажется обыденным жизненным эпизодом, о котором он через минуту забудет, для ребенка может оказаться событием, повлиявшим на всю его дальнейшую жизнь. Провели следующий эксперимент. В нескольких метрах от щенков, которые только научились самостоятельно есть, поставили миску с мясом. Щенки подходили к миске, но как только они пытались есть, экспериментатор слегка шлепал их газетой по спинке и мягко выражал недовольство. Через несколько попыток щенки уже не осмеливались подходить к еде, хотя было видно, что запах мяса их притягивал. Даже проголодав несколько дней, они так и не притронулись к пище и умерли бы от голода, если бы их не начали кормить другой пищей и в других условиях. Как видите, не понадобилось ни болезненных наказаний, ни других ухищрений, чтобы записать программу, которая могла бы привести к голодной смерти. Достаточно было демонстрации легкого неудовольствия. Но для щенков, которым всего несколько недель от роду, это оказалось достаточно авторитетным воздействием. Интересно, что в том случае, если им сначала позволяли поесть, а затем уже выражали неудовольствие, то щенок уже мог питаться, но после насыщения прятал глаза, подползал на согнутых лапках или забивался в угол, всем своим видом показывая чувство вины.

Я не даю советов по воспитанию. Здесь были приведены только простейшие механизмы возникновения подсознательных программ, которые мешают человеку реализовать свои возможности. Причем одни и те же проблемы одних закаляют, других калечат.

Но некоторые выводы из приведенных примеров сделать можно. В середине 20 века Дж. Б. Уотсон написал книгу, которая на целые десятилетия захватила умы миллионов родителей. Книга «Психология воспитания ребенка с младенческих лет» стала для них единственным непререкаемым советчиком. Уотсон убеждал читателя, что дети должны воспитываться не на основе эмоций и традиций, а исключительно на рациональной основе. Суть его метода заключалась в том, чтобы родители не показывали детям слишком много нежных чувств. Якобы это развивает у ребенка душевную зависимость, в результате чего он теряет способность действовать самостоятельно. Например, кормление по Уотсону должно осуществляться не по желанию ребенка, а строго по графику. У него самого было двое сыновей. Один после такого воспитания покончил жизнь самоубийством, другой стал психоаналитиком.

Затем наступила новая эпоха в воспитании. Политику жесткости и строгости заменили рецепты любви и заботы. Новые идеи активно пропагандировал доктор Спок. Он предлагал кормление не по расписанию, а по желанию ребенка и советовал родителям не ограничивать себя в проявлениях нежности. Свой подход он изложил в книге «Ребенок и уход за ним», которая разошлась еще большими тиражами, чем книга Уотсона. Мамы и папы снова вернулись к тесным эмоциональным отношениям со своими детьми, быстро отбросив всякую рациональность в отношениях. Но сегодня мы можем сказать, что оба подхода основывались на слишком узком и одностороннем взгляде на воспитание. И Спок, и Уотсон заблуждались, только кто теперь ответит за миллионы детских судеб? Поистине, прав был кто-то из философов, когда сказал: «Самое большое несчастье постигло человечество в тот момент, когда оно изобрело печатный станок». Если карма все-таки есть, не позавидуешь авторам, чьи благие желания вымостили им дорогу в ад. Впрочем, об этом следует задуматься и мне.

Таким образом, как излишняя жесткость, так и вседозволенность одинаково недопустимы в воспитании. «Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа. Сначала он потребует трость, которую вы держите; потом ваши часы; потом птицу, которая летает, потом звезду, которая сияет на небе; он будет требовать все, что видит. Не будучи богом, как вы его удовлетворите?» (Руссо).

Чтобы понять, в чем заключается золотая середина, надо познакомиться с результатами некоторых исследований. Семилетних детей разделили на три группы. Всем дали одинаковое задание, для решения которого требовалось несколько последовательных шагов. В первой группе за каждый верный шаг хвалили, а неверные шаги оставляли без внимания. Во второй группе, наоборот, не обращали внимания на верные шаги, а на неправильные указывали. В третьей группе и за верные шаги хвалили, и на ошибки тоже указывали. В итоге, в первых двух группах задание выполнили по 15 % детей, а в третьей – 80 %. Комментарии излишни.

Нельзя проявлять чрезмерную требовательность, не соответствующую навыкам и уверенности. В то же время нельзя ограждать от испытаний, окружая излишней заботой. Если ребенок устраняется от испытаний, конкуренции и соперничества, всегда присутствующих в социальной жизни и профессиональной деятельности, то он выходит в жизнь неподготовленным. При первых неудачах он занимает позицию избегания социальной и сексуальной конкуренции и превращается в отстающего. К такому же плачевному результату приводит и чрезмерная требовательность, из-за которой неудачный опыт снижает самооценку настолько, что человек в дальнейшем боится ставить перед собой трудные цели, избегает усилий и борьбы.

*****

Надо правильно подбирать для ребенка силу испытаний. Приведу пример двух одинаковых подходов, которые привели к разным результатам. Один известный английский миллиардер, любимец молодежи, с детства страдал дислексией, врожденным неизлечимым психическим заболеванием, которое проявляется в том, что человек не может устанавливать логические связи между отдельными объектами. В жизни, например, такого человека трудно или невозможно научить читать, так как он не может связать в одно осмысленное целое разные буквы. Его мать, предполагая будущие трудности ребенка, решила приучать его к жизненным испытаниям. Одно из таких испытаний заключалось в том, что в возрасте четырех лет она отводила его на расстояние нескольких миль от дома, а затем пряталась и незаметно за ним наблюдала. Ему самостоятельно и в одиночестве приходилось находить дорогу домой. Это ему помогло или что-то другое, но в результате он стал одним из самых богатых людей в Великобритании.

Есть и обратные примеры. Пациентка известного психоаналитика постоянно страдала от невыносимого чувства ненужности и брошенности. Вся ее жизнь складывалась таким образом, что ей неоднократно приходилось страдать от этих ощущений. После нескольких сеансов с психоаналитиком ей удалось разблокировать одно воспоминание детства. Она каталась с папой на санках. Им было очень хорошо вдвоем. Но вдруг, после того, как она очередной раз прокатилась с горки, ее папа исчез. Она посмотрела вокруг и увидела, что осталась одна. Ее охватили безумный страх и одиночество. Папа через мгновение вышел из-за дерева, за которым он прятался, но этот страх настолько глубоко засел в ее душе, что с тех пор регулярно возвращался. После того, как этот эпизод удалось разрядить, страх пропал, ее жизнь наладилась и она стала счастлива. Ее психика не «переварила» в детстве испытание, которое с успехом для себя прошел английский мальчик, вот почему важно учитывать возможности психики и предыдущий опыт.

Поэтому все те ситуации, о которых я писал – приучение к туалету, невнимательность к младенцу, излишняя строгость в воспитании – могут по-разному влиять на разных детей. Это может стать психотравмирующим эпизодом, оказавшим ограничивающее влияние на всю дальнейшую жизнь, а может стать испытанием, весьма полезным для развития. Одних трудности опаляют, других возносят на вершину. Каждому по силе его.

В этом смысле даже «двойное послание», то есть способность разрешать парадоксы, может иметь прекрасный развивающий эффект, если поставленная задача будет соответствовать уровню развития ребенка, его предыдущему опыту и сопровождаться моральной поддержкой. Когда ребенок научится проходить испытания и побеждать с моральной поддержкой, можно научить его обходиться без нее, а затем выполнять задачи и при наличии критики. Можно применять любые элементы воспитания, не забывая, что главная задача – обучение успешности, а не беспомощности.

Много диалектических задач приходится решать родителям при воспитании. Найти правильное сочетание свободы и ограничений, требовательности и любви, контроля и доверия. Чтобы принять верное решение в этом бесконечном количестве стратегий, родители сами должны постоянно совершенствоваться. Дети – это отражение родителей. «Дерево познается по плоду его».

Возможно, в секретах воспитания детей лежат некоторые способности еврейского народа. Воспитание по Талмуду – это не подача истин в последней инстанции, а столкновение противоположных взглядов на одни и те же события.

Наши рекомендации