Нейропсихология нормы. проб лема ивдиввдуальных различий 12 страница
Об оптико-пространственной деятельности. Можно констатировать наличие «гештальтного восприятия» у большинства обследованных детей, отчетливое влияние научения на способ и адекватность выполнения задания. Характерно также и раннее исчезновение топологических ошибок. Наличие других типов ошибок и неодновременность их элиминации свидетельствуют об определенной последовательности в процессе формирования пространственных представлений
исследование речи
Методы:называние предметных изображений, исследование фонематического слуха и фонетико-фо-нематического синтеза, повторение серий слогов и слов со стечением согласных, задания на понимание логико-грамматических конструкций.
Представленные на рис. 8 данные свидетельствуют о том, что ошибки, связанные с несформиро-ванностью фонематического слуха (фон. ел., ффс.), трудности произнесения слов со стечением согласных (мотор.), а также парафазии (параф.) при назывании предметных изображений сохранялись достаточно долго. Но следует признать, что степень их выраженности и частота встречаемости относительно ьевелики и, как правило, уменьшались с возрастом. При этом обращает на себя внимание тот факт, что описанные проблемы никак не сказывались на построении фразы, о чем свидетельствовало отсутствие аграмматизмов (аграммат.) во всех возрастных группах.
Дети в возрасте от 7 до 9 лет в среднем допускали не больше 2 ошибок при выполнении задания на понимание логико-грамматических конструкций (рис. 9).
Во всех возрастных группах наблюдались трудности при выполнении предложенных заданий Однако частота их встречаемости и степень выраженности незначительны. Отчетливо прослеживается положительная возрастная динамика.
Рис. 8. Результаты исследования речи; • — 7 лет, Ш — а лет; И — 9 лет; Р— 10 лет
Рис. 9. Количество ошибок при выполнении теста на понимание логико-грамматических конструкций; обозначения те же, что и на рис. 8
Рис. 10. Результаты пробы на запоминание 5 слов; обозначения те же, что и на рис. 1
рис. 11. Результаты пробы на
запоминание двух групп по
3 слова; обозначения те же, что
и на рис. 1
исследование памяти
Методы:запоминание 5 слов в заданном порядке, запоминание двух групп по 3 слова, запоминание 5 фигур.
При исследовании слухо-речевой памяти анализировались следующие параметры: объем — количество предъявлений, необходимое для запоминания всех слов; порядок — количество предъявлений, необходимое для запоминания всех слов в заданном порядке (для 5 слов); избирательность — количество привнесений, повторов, переносов из группы в группу (для запоминания двух групп по 3 слова); влияние гетерогенной интерференции — количество слов, воспроизведенных после интерферирующей деятельности.
Выполнение пробы на запоминание 5 слов дости^ гало уровня взрослой нормы, начиная с 6 лет, а пробы на запоминание двух групп по 3 слова — с 9. Обращает на себя внимание тот факт, что 5-летние дети, демонстрируя высокий объем слухо-речевой памяти, затруднялись в удержании порядка запоминаемых элементов. Незначительным было количество ошибок, связанных с избирательностью слухо-речевой памяти во всех возрастных группах (рис. 10, 11).
При исследовании зрительной памяти анализировались следующие параметры: объем— количество фигур, воспроизведенных после копирования; наличие реверсий и параграфий; тенденция копировать и воспроизводить фигуры справа налево.
Во всех возрастных группах наблюдался высокий объем при запоминании 5 фигур. Тенденция копировать и воспроизводить фигуры справа налево отмечалась только у детей до 7 лет, что коррелирует с результатами, полученными при изучении зрительного восприятия. Характерным было также наличие реверсий и параграфий у всех испытуемых (рис. 12, 13).
Полученные результаты демонстрируют высокие показатели слухо-речевой памяти, полностью достигающие уровня взрослой нормы к 9 годам. Особенное
ти зрительной памяти у детей обусловлены спецификой формирования оптике-пространственной сферы.
Выводы
Описанные закономерности развития высших психических функций у здоровых детей позволяют сделать вывод относительно последовательности созревания определенных зон мозга на данном этапе онтогенеза. Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие признаков дефицита субкортикальных отделов мозга. К таким признакам относятся ошибки избирательности и выраженное влияние гомогенной интерференции в слухо-речевой памяти (Э.Г.Симер-ницкая, 1985).
Признаки информированности межполушарно-го взаимодействия проявляются в первую очередь в пробе на рециггрокную координацию рук в виде ее первичных нарушений и встречаются у здоровых детей только в 5-ти-летнем возрасте. Свидетельством недостаточности взаимодействия полушарий выступает также инвертированный характер восприятия (А.В.Семенович и др., 1998). Такого рода ошибки встречаются в норме в возрасте 5 и 6 лет.
Одно из проявлений разобщенности полушарий — синдром дископии—дисграфии, аналог которому можно наблюдать при выполнении пробы на копирование фигуры Рея—Тейлора в виде разницы при ее выполнении правой и левой рукой. В данном исследовании такого рода симптомы отмечались крайне редко (например, поворот на 90" только в одной руке). Те изменения, которые имели место при переходе с одной руки на другую, в подавляющем большинстве случаев можно интерпретировать как результат научения.
Обращает на себя внимание совладение по времени элиминации признаков информированности межлолушарного взаимодействия и установления доминантности правой руки. По-видимому, окончательное формирование асимметрии полушарий возможно только при условии обеспечения полноценного меж-полушарного взаимодействия.
Значительно раньше формируются функции, обеспечиваемые работой задних отделов мозга по сравнению с теми процессами, в которьгх ведущая роль принадлежит передним структурам. В двигательной сфере это проявляется более успешным выполнением проб на праксис
Рис. 12. Ошибки при выполнении пробы на зрительную память; обозначения те же, что и на рис. 1
Рис. 13, Объем зрительной памяти, обозначения те же, что и на рис. 1
поз по сравнению с динамическим праксисом. В гностической сфере — успешностью при опознании предметных изображений на фоне отчетливых трудностей интерпретации серий сюжетных картин.
Сравнение динамики формирования гностической и вербальной деятельностей указывает на опережающее формирование функций, обеспечиваемых работой правого полушария по сравнению с левым. Топологические ошибки в пробе на копирование фигуры Рея-Тейлора, свидетельствующие о недостаточной зрелости правого полушария, полностью исчезают после 5 лет. Не типичны правополушарные ошибки при опознании предметных изображений во всех возрастных группах. В то же время вербальные ошибки, отражающие возможности левого полушария, встречаются как минимум до 10 лет включительно.
Однако ряд фактов на первый взгляд противоречит утверждению о право—левом векторе созревания мозга. Так, например, в возрасте 5 лет при высоком объеме запоминания 5 слов наблюдаются отчетливые трудности удержания порядка. Отставание левой руки во всех пробах на праксис после 5 лет также свидетельствует о преимуществе левого полушария в отношении двигательных функций на данном возрастном этапе. По-видимому, следует признать, что на фоне глобальной тенденции развития справа налево, в отношении каждой конкретной функции на определенных этапах онтогенеза становление идет от доминантного по ней полушария к субдоминантному. Подобная закономерность характерна и для зрелого мозга. Результаты исследования взрослых испытуемых методом повторного дихотгческого прослушивания выявили, что улучшение показателей при выполнении этого теста происходит за счет увеличения продуктивности левого уха (праьое полушарие). В бимануальных пробах на стереогноз, напротив, продуктивность нарастала в правой руке (левое полушарие) (Л И.Московтюте, В И.Голод, 1989).Таким образом, в вербальной и невербальной сферах научение происходит за счет субдоминантного для этих функций полушария. Обеспечение возможности научения — одна из принципиально важных функций нервной системы, Исследование мозговых механизмов этого процесса представляется крайне важным для понимания законов развития, и нейро-психологический подход может оказаться очень полезным в этом отношении.
В.В.ЛЕБЕДИНСКИЙ, И.Ф.МАРКОВСКАЯ, К. С.ЛЕБЕДИНСКАЯ, М.Н. ФИШ МАИ, В, Д. ТРУШ КЛИНИКО-НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНОМАЛИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ «МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ»1
При разработке принципов и методов клинического нейропсихологического исследования А.Р.Лурия широко использовал данные нормального детства (1960, 1966, 1979 и др.). Обращение к детству было вполне закономерным, так как сравнительное изучение развития и распада дает возможность описать структуру психических процессов и соотнести ее с данными патологии отдельных систем головного мозга.
Указанный принцип исследования был продемонстрирован А.Р.Лурия, в частности, при анализе нарушений письма, обусловленных локальными поражениями мозга (А.Р.Лурия, 1969). Этот анализ включал как описание закономерностей становления психической функции, так и данные о ее распаде. Показатели нормального онтогенеза являются одним из важных компонентов построения теории мозговой организации высших психических функций. Не менее важным является распространение принципов и методов клинической нейропсихологии на изучение детей с аномалиями психического развития.
Специфика патологии детского возраста заключается в том, что у данного контингента детей наряду с явлениями повреждения, типичными для более позднего, постнатального воздействия патогенетических факторов, имеются и разнообразные симптомы недоразвития психических функций, Квалификация этих двух видов нарушений — повреждения или нарушения и недоразвития в их отношении к мозговым структурам — представляет значительные трудности.
В связи с этим следует рассмотреть некоторые из признаков, позволяющих дифференцировать явления повреждения от явлений недоразвития.
Во-первых, на ранних этапах онтогенеза тенденцию к повреждению имеют функциональные системы с коротким временным циклом развития, в основном уже сформированные к рождению: это прежде всего подкорковые системы, в том числе подкорковые звенья отдельных анализаторных систем. Тенденцию же к недоразвитию под влиянием вредности имеют системы, обладающие более длительным периодом развития (прежде всего под воздействием социальных факторов), морфофизиологическую базу которых составляют сложные третичные поля коры головного мозга.
' А.Р.Лурия и современная психология / Под ред. Е.Д.Хомской, Л.С Цветковой, Б.В.Зейгарник. М.; Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.62—68.
Во-вторых, специфическим признаком недоразвития является его вторичный характер, т.е. недоразвитая функция всегда имеет определенный источник чаще в виде поврежденного базального компонента, имеющего короткий период онтогенетического развития. Другим отличительным признаком вторичного недоразвития является частое присутствие в нем фактора культуральной депривации.
С учетом этих соображений мы провели нейро-психологический анализ нарушений психических функций у 100 детей 7—9 лет с так называемой «минимальной мозговой дисфункцией», преимущественно связанной с остаточными явлениями поражения ЦНС различного генезиса {внутриутробными, родовыми и ранними постнатальными, инфекционными, интоксикационными и травматическими вредностями), обучающихся в специальной школе для детей с задержкой психического развития.
Данные неврологического обследования этих детей в 83% случаев указывали на органический характер недостаточности нервной системы. При этом в половине наблюдений были выявлены отчетливые признаки очагового поражения ЦНС.
Нейропсихологическое исследование выявило преимущественное нарушение систем, имеющих короткий цикл развития. Это прежде всего нарушение тонической основы движений и речевой сензомоторики. Характер нарушений памяти (большее страдание непосредственной, чем смысловой памяти) также можно, по-видимому, отнести за счет преимущественно подкоркового уровня нарушений. Явления церебрастении, снижение работоспособности, эмоциональная неустойчивость отражали нарушение уровня вегетативно-тонической регуляции.
Вторичные нарушения носили двоякий характер, проявляясь как в недоразвитии отдельных частных психических функций, так и в незрелости произвольных форм поведения.
Сензитивные периоды отдельных высших психических функций наступали у этих детей с запозданием и проходили в замедленном темпе. К школьному возрасту наблюдалось недоразвитие тонкой моторики, схемы тела, речевой сензомоторики, фонематического слуха, речевой памяти. Отставание в развитии речи задерживало перестройку на категориальной основе временно-пространственных представлений, а это, в свою очередь, затрудняло усвоение сложных логико-грамматических структур, чтения, письма и счета.
Функциональные системы лобных долей мозга, обеспечивающие регуляцию поведения, страдали, во-первых, в той части, в которой их собственное развитие зависело от нарушенной энергетической основы (явления истощаемости, инертности, импульсивности); во-вторых, высшие регуляторные системы задерживались в своем развитии из-за недоразвития частных психических функций и дефектов речи (речевое программирование, контроль). Сочетание рсгуляторных и частных нарушений и формировало общую задержку психического развития, которая проявлялась в недоразвитии произвольных форм деятельности.
Клинико-нейропсихологическое исследование позволило выделить две группы детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.
Первую составили дети, в клинической картине психического состояния которых преобладали черты органического инфантилизма. Эмоционально-волевая незрелость имела очевидный оттенок органической
церебральной недостаточности; пол «живостью» и непосредственностью обнаруживалась легкая эйфория, под несамостоятельностью — слабость инициативы и снижение интереса к деятельности, под «капризностью» — астеническая лабильность настроения и аффекта, В одних случаях речь шла о варианте органического инфантилизма, отнесенном нами к «неустойчивому» типу — с лабильностью эмоций, психомоторной расторможенностью, раздражительностью, повышенной внушаемостью; в других — к «тормозимому» типу (с преобладанием пониженного фона настроения, тревожности, ранимости, склонности к тикам, заиканию, другим иеврозопо-добным расстройствам, а также более выраженным церебрастеническим проявлениям).
Нейропсихологическое исследование детей первой группы обнаруживало преимущественно динамический характер нарушений высших психических функций, повышенную истощаемость, недостаточность автоматизации движений и действий.
Так, при исследовании тонкой моторики методом проб на динамический праксис трудности автоматизации движений проявлялись и резко усиливались при утомлении. В графических пробах, в том числе в письме, на фоне истощения возникал тремор, появлялись макро- и микрография, Фиксация на технической стороне действия приводила к нарушению внимания, ошибкам в письме. Легкая недостаточность речевой моторики проявлялась в затруднении проговаривания сложных слов. Чтение и счет также были плохо автоматизированы и быстро нарушались при истощении. Наблюдались трудности механического запоминания. В то же время при исследовании зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, фонематического слуха явных затруднений не обнаружено.
Регуляторные функции были нарушены в звене контроля. Особенно показательным было выполнение конфликтных двигательных заданий типа — показ кулака, когда экспериментатор показывает палец и т.п., выполнение которых страдало из-за импульсивности, приводящей к ошибочным действиям. Однако при этом дети правильно повторяли инструкцию, верно оценивали свои ошибки, Усиление речевого контроля, включение внешних опор приводили к нормализации действия.
Вторую, более многочисленную группу составили дети, в психическом состоянии которых на первом плане были не признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, а аффективные нарушения церебрально-органического характера и энцефалопатические расстройства: церебрастенические и не- врозоподобные, более грубые, чем у детей первой
группы, иногда психопатоподобные, эпилептиформ-ные, апатико-адинамические. Нейропсихологическое исследование детей этой группы также обнаружило более выраженные расстройства. Характер динамических нарушений был иной, чем у детей первой группы: симптомы повышенной лабильности и истошаемости перекрывались инертностью с наличием персевераторных явлений, трудностей переключения. Наряду со стойкими динамическими трудностями наблюдались и первичные нарушения высших психических функций. В пробах на зрительный гнозис отмечалось нарушение восприятия усложненных вариантов предметных изображений, а также букв.
При исследовании тонкой моторики наряду с динамическими трудностями, персеверациями наблюдалась тенденция к упрощению программы, т.е. в отличие от детей первой группы имелись затруднения не только в технической, но и в смысловой организации движений. При исследовании пространственного праксиса часто отмечалась плохая пространственная ориентировка, зеркальность в написании букв. При исследовании речевых процессов в большинстве случаев выявлялись недостаточность фонематического слуха и слухо-речевой памяти, негрубые, но стойкие нарушения речевой моторики. В ряде наблюдений обращала на себя внимание малая речевая активность с затруднениями в построении развернутой фразы.
Таким образом, у детей второй группы обнаруживалась разнообразная локальная патология. Но при этом недостаточность одних корковых функций сочеталась с сохранностью других.
Нарушения регуляции проявлялись не только в звене контроля, как у детей первой группы, но и в звене программирования. Однако положительный эффект повторения инструкции позволяет связать эти нарушения скорее с сензомоторными речевыми трудностями. Таким образом, можно думать, что у детей второй группы регуляторные корковые системы страдают вторично в связи с недостаточностью речи.
Сопоставление данных клинико-нейропсихоло-гического и электрофизиологического обследования позволило вскрыть некоторые нейрофизиологические механизмы наблюдавшихся различий между двумя исследуемыми группами детей.
У детей первой группы в 60% наблюдений ЭЭГ была в пределах возрастной нормы, в 12% случаев наблюдались признаки «незрелости» электрической активности коры и в остальных случаях (28%) данные ЭЭГ указывали на негрубую заинтересованность мезодиэнцефальных структур, что также могло быть в известной мере обусловлено незрелостью корковых тормозных механизмов.
Во второй группе нормальная или пограничная с нормой ЭЭГ была зарегистрирована лишь в 21,4% наблюдений. В остальных случаях были выявлены электроэнцефалографические признаки органического поражения мозга, указывающие либо на очаговое поражение отдельных корковых структур, либо на выраженную патологию мезодиэнцефальных образований (43%). Картина «незрелости» ЭЭГ, как правило, сочеталась с наличием либо патологических очаговых изменений электрической активности коры головного мозга в височных отделах (преимущественно справа), либо с признаками базально-лобной патологии в виде высокоамплитудного бета-ритма в центральных и лобных отведениях.
Однако визуальный анализ ЭЭГ не дает возможности выявить особенности функциональной организации мозга в покое и во время деятельности. Кроме того, сопоставление данных нейропсихо-логических и электрофизиологических исследований требует, по-видимому, учета многих характеристик ЭЭГ, в том числе и не отражающихся в параметрах, доступных визуальному анализу.
Для выделения ЭЭГ-признаков, позволяющих дифференцировать вышеописанные клинико-нейро-психологические группы детей с задержками психического развития, было проведено исследование множественных спектрально-корреляционныххарак-теристик ЭЭГ, записанных в разных функциональных состояниях: в покое, при общей активации, при направленном внимании и в период интеллектуальной деятельности. Применение этого метода выявило существенные различия большинства исследованных параметров ЭЭГ между двумя группами детей.
Как в состоянии покоя, в периоде общей активации, так и при деятельности параметры ЭЭГ детей первой группы были ближе к нормальным показателям, чем у детей второй группы. Для второй группы характерны нарушение формирования основного ритма покоя, его нестабильность, низкая когерентность. Особенно велики различия между двумя группами детей в периоде обшей активации и в ситуации направленного внимания. В периоде общей активации снижение мощности альфа-ритма, свидетельствующее об усилении активности восходящей неспецифической системы, наблюдалось в первой группе детей (как и в норме) и отсутствовало у детей второй группы, что указывает на ослабление у них активационных неспецифических влияний на кору. В ситуации направленного внимания изменения ЭЭГ и в первой группе носили локальный характер и характеризовались преимущественным включением лобных отделов. Во второй группе изменения параметров ЭЭГ в этой ситуации носили генерализованный характер и имели противоположную направленность по сравнению с изменениями, наблюдаемыми в первой группе. Наибольшие межгрупповые различия наблюдались в динамике функции когерентности в частотном диапазоне альфа-и бета-ритмов в теменно-височных и височно-лобных областях. Снижение когерентности в альфа-диапазоне и нарастание локальной когерентности в бета-диапазоне, выявленные как в норме, так и у детей первой группы, отражают смену сканирующих механизмов при изменении функционального состояния мозга. У детей второй группы в периоде, требующем направленного внимания, не происходило такого рода изменений когерентности ритмов, что может указывать на изменение нейрофизиологических механизмов формирования внимания. У детей первой группы следует подчеркнуть различный характер изменений большинства параметров ЭЭГ в ситуации общей активации и при направленном внимании. У детей второй группы не отмечалось различий ЭЭГ-показателей между этими двумя состояниями. Разнонаправленность сдвигов ЭЭГ-показателей в этих двух ситуациях может, по-видимому, отражать различие функциональной организации активационных изменений. Это различие в формировании новых функциональных систем при изменении ситуации нарушено у детей второй группы,
что проявлялось в трудности формирования направленного внимания. В период интеллектуальной деятельности (при решении в уме арифметических задач) изменения электрофизиологических показателей происходили более дифференцированно В этот период в известной мере сглаживались межгрупповые различия ЭЭГ-параметров. Обе группы детей с задержкой психического развития отличались от здоровых сверст-ников менее активным включением в деятельность теменно-лобных отделов левого полушария и большими,чем в норме, изменениями электрофизиологических показателей в правом полушарии, особенно в лобных отделах, где сдвиги ряда параметров имел;; иную, чем в норме, направленность. Эти данные могут свидетель ствовать о том, что в период интеллектуальной деятельности у детей с задержкой психического развития происходит формирование иных по сравнению с нормой функциональных систем, с преимущественным вовлечением лобных отделов именно правого полушария Различия в динамике параметров ЭЭГ между группами детей с задержкой психического развития в этот период носят преимущественно не качественный, a количественный характер. I
Таким образом, применение спектрально-корреляционного анализа ЭЭГ позволило выявить существенные различия между двумя группами детей с задержками психического развития, выделенных при клинико-нейропсихологическом обследовании.
Исследование ЭЭГ в различных функциональных состояниях позволило показать разный характер формирования функциональных систем в период общей активации, внимания и интеллектуальной деятельности, что в значительной мере коррелировало с особенностями познавательной деятельности детей. I
На примере данного исследования мы пытались показать, какое место занимает нейропсихологический анализ высших психических функций в комплексе клинических и нейрофизиологических методов изучения аномалий развития у детей Нсйропсихологическос исследование позволяет вскрыть более ' детально особенности протекания различных форм психической деятельности, а нейрофизиологическое изучение — уточнить связь различных показателей биоэлектрической активности мозга с системными нарушениями психических процессов.
Н.К.КОРСАКОВА, Ю.В.МИКАДЗЕ, Е.Ю.БАЛАШОВА НЕУСПЕВАЮЩИЕ ДЕТИ: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1
Заканчивая книгу, хотелось бы не только еще раз вернуться к ее основным моментам, но и попытаться сформулировать ряд вытекающих из изложенного материала общих и частных положений.
Главная цель книги состояла в том, чтобы читатели (педагоги, воспитатели, психологи) получили представление об особенностях развития различных познавательных функций в младшем школьном возрасте. Вес ракурсы столь широкой и сложной проблемы вряд ли возможно осветить в рамках одной работы. Поэтому был выбран особый аспект анализа: рассмотрение познавательной сферы школьника с позиций нейролсихологического подхода. Такой подход основывается на представлениях о сложном системном психологическом строении познавательных функций и о специфическом вкладе различных мозговых зон в их реализацию.
Необходимо отметить, что в течение долгого времени в поле зрения специалистов, занимающихся возрастной, педагогической, клинической психологией, дефектологией и т.п. оказывались чаше всего аномалии психического развития, связанные с выраженной мозговой патологией. Между тем нейро-психологическая диагностика открывает широкие возможности для понимания принципиальных закономерностей связи мозга и психики в рамках нормального онтогенеза, для исследования мозговых детерминант индивидуальных различий и отклонений разной степени выраженности в темпе и уровне развития той или иной функции. Решение этих задач невозможно без опоры на разработанные естественными науками и психологией представления о морфогенезе моз'-э, о временных параметрах складывания функциональных систем психики, о взаимосвязи биологических и социальных факторов в развитии ребенка.
Особенно важной представляется нейропсихологическая диагностика учащихся младших классов, испытывающих трудности при освоении программы общеобразовательной школы, в сопоставлении с теми детьми, которые успешно справляются с учебой. В работе мы постарались рассказать об основных еоретических предпосылках такой диагностики, о принципах построения и конкретных методах обследования учащихся. Были представлены результаты
сравнительного нейропсихологического исследования произвольных движений, акустического гнозиса, слухо-речевой памяти, зрительного внимания,
1 Корсакова И.К., МикадзеЮ.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Рос-педагенство, 1997. 0,118—120.
счетных операций, речи, пространственных представлений у успевающих и неуспевающих школьников 7-8, 9-10, 11-12 лет,
Специальный раздел работы был посвящен описанию процедуры и результатов тестирования слухо-речевой, зрительной и моторной памяти с помощью специально разработанного методического комплекса «Диакор» у успевающих детей 7, 8, 9, 10 лет и у их ровесников, отнесенных к «группе риска». Этот раздел представлен в книге более детально, поскольку именно на модели памяти достаточно отчетливо просматриваются особенности других познавательных функций, интеллектуально-мнестической сферы психики в целом, а также степень морфологического и функционального развития различных зон мозга.
Хотелось бы подчеркнуть, что выбор и использование различных диагностических нейропсихо-логических методик при работе с неуспевающими школьниками осуществляется обязательно с учетом конкретных задач, стоящих перед учителем и психологом. Именно характер педагогического запроса во многом определяет стратегию и тактику нейро-психологической диагностики в каждом индивидуальном случае.