Эталоны ответов к тестовым заданиям

D A A C
A A C B
B B E B
A E A A
D B B E

Глоссарий дисциплины

Апперцепция (лат. ad — к и лат. perceptio — восприятие) — одно из фундаментальных свойств психики человека, выражающееся в обусловленности восприятия предметов и явлений внешнего мира и осознания этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого, запасом знаний и конкретным состоянием личности.

Аффилиация (от англ. affiliation – соединение, связь) – потребность (мотивация) в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви. Блокирование потребности в А. порождает чувство одиночества, бессилия и вызывает состояние фрустрации

Внутренняя картина болезни (синоним – субъективная концепция болезни) – отражение в психике больного своей болезни. Понятие «В. к. б.» ввел в клиническую медицину Р.А. Лурия

Депрессивный синдром – снижение настроения, классически выражающееся заторможенностью психической деятельности. Крайним выражением заторможенности является депрессивный ступор

Диссимуляция(от лат. dissimulatio – сокрытие) – сознательное стремление человека скрыть свои болезненные расстройства, симптомы психических заболеваний

Защита психологическая – система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта

Интеракция - [англ. interaction < лат. inter - между + actio - деятельность] - 1) взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга; 2) в современной западной социальной психологии, понимается как непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

Интровертированность - (introversion, introversion) - склонность человека интересоваться собой и собственным внутренним миром больше, чем окружающей его действительностью. Интроверты обычно имеют небольшой круг друзей, проявляют настойчивость и упорство в однажды начатом ими деле и обладают большой восприимчивостью к постоянному кондиционированию. Присущие интровертам качества впервые были описаны К. Юнгом как склонность к удалению от других людей, увлеченности философскими размышлениями и проявлению скрытых защитных реакций.

Интуиция - непосредственное, без обоснования доказательствами постижение, усмотрение (от лат. Intueri – пристально, внимательно смотреть) истины. На бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, роникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности.

Ипохондрия(от др.-греч. «подреберье») - состояние человека, проявляющееся в постоянном беспокойстве по поводу возможности заболеть одной или несколькими болезнями, жалобах или озабоченности своим физическим здоровьем, восприятии своих обычных ощущений как ненормальных и неприятных, предположениях, что кроме основного заболевания есть какое-то дополнительное.

Катарсис -индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя

Комплайенс (англ, compliance — согласие, податливость, уступчивость) - осознанное сотрудничество между врачом, больным и членами его семьи. К. является «терапевтическим инструментом», обеспечивающим заинтересованность пациента в процессе лечения, что способствует точному выполнению врачебных рекомендаций и позволяет объективно судить об эффективности терапии.

Конгруэнтность - (от англ. congruence) - подлинность, открытость, честность; одно из 3 «необходимых и достаточных условий» эффективного психотерапевтического контакта (наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках человеко-центрированного подхода в психотерапии К. Роджерсом. К. - это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении. К. - это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, напр., за маской или ролью «эксперта».

Лицевые экспрессии -мимическое отражение (выражение) эмоциональной жизни

Конформность -(от лат. conformis – подобный, сообразный) – склонность человека изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других; податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Мелизмы -(единственное число греч. «песнь, мелодия») - мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и ритмического рисунка мелодии. Обозначается в нотном письме специальными знаками или мелкими нотами

Нозологическая форма – абстрактное, обобщенное описание идеальной модели болезни

Общение вербальное - это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка.

Общение невербальное –это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела».

Патернализм -(лат. paternus — отцовский, отеческий) - авторитарная аодель взаимоотношений в диаде «врач-пациент», где врач выступает опекуном, главным, нередко даже ответственным за течение заболевания и его исход

Перцепция -познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Приемы пара- и экстралингвистические -представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Репрезентатив­ная система - понятие нейролингвистического программирования (НЛП-NLP), означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Различают следующие репрезентативные системы:

· визуальная - опирающаяся, в основном, на зрительные образы;

· аудиальная - опирающаяся, в основном, на слуховые образы;

o аудиально-тональная - выделяющая, в первую очередь, звуки и

тональные последовательности;

o аудиально-дигитальная - выделяющая символы (слова);

· кинестетическая - опирающаяся, в основном, на ощущения.

· дискретная - опирающаяся на логическое осмысление сигналов остальных систем.

Кроме этого иногда выделяются олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) системы, однако они очень слабо распространены

Рефлексия(от лат. обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. К рефлексии относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся. Смысл рефлексии — переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Рефлексия — это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований

Сенситивность к отвержению -способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным.

Синтонность -способность человека находиться в гармонии с окружающей его реальностью. С. присуща уравновешенным людям с высокой культурой общения и умением делать добро иногда понимается как особенность склада личности: сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью

Технология присоединения -внутреннее и внешнее движение в такт с партнером, отражение его поведения».

Транс(от фр. transir - оцепенеть) — ряд изменённых состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистки-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации.Согласно М. Эриксону следует различать 3 вида транса: 1. Повседневный транс (обычная мечтательность, переход в сон, и назад в бодрствование, автоматическое выполнение привычных действий и т.д.). 2. Углублённый транс (обычно называют гипнозом) - намеренное усиление и продление по времени естественного феномена - транса, осуществляемое обычно при помощи другого человека. 3. Сомнамбулический транс - глубокое трансовое состояние, при котором человек выглядит и ведёт себя как не находящийся в трансе.

Тревога -отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно

Фрустрация (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется рядом эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние. В настоящее время многие авторы используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса.

Экстравертированность (экстра + лат. verto - поворачивать). (экстра- + лат. verto поворачивать) склад личности, характеризующийся преимущественной направленностью активности, установок, стремлений и интересов на внешний мир и окружающих людей. Противоположна интровертированности.

Эмпатия -(греч.- «в» + греч. «страсть», «страдание») -осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т - это человек с развитой способностью к эмпатии. Обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента.

Я-концепция(Я-образ, Образ «Я») - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Кафедра-М., 1998.-272 с.

2. Александров А.А. Биомедицинская этика в системе последипломного образования врачей: учеб.-метод. пособие/ А.А. Александров, Т.В. Мишаткина., Т.В. Силич / под ред. Г.Я. Хулупа. – Мн., БелМАПО, 2008. – 134 с.

3. Александрова Е.А. Социологический анализ восприятия пациента врачом-стоматологом: «особые» пациенты и их медицинская карьера Магистерская диссертация. М., 2005. Эл. Ресурс: http://ecsocman.hse.ru/data/464/522/1219/alexandrova_thesis_msses.pdf

4. Асимов М.А., Нурмагамабетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативные навыки: Учебник.-Алматы.-2008.- 212 с.

5. Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.:Изд-во Центр ВЛАДОС,2003. – 248с.

6. Биркенбил В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. Изд-во: ФАИР-ПРЕСС, 2002 г. – 352 с.

7. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов . - СПб.: Питер, 1997. – 224 с.

8. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.

9. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: введение в психологию профессионального общения. (Лекция 1). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http:// medpsy.ru

10. Вердербер Р. Психология общения. Полный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 412 с.

11. Герасименко С.Л. Совершенствование коммуникативной культуры студентов в условиях медицинского вуза. // Электронный педагогический журнал. - 2007. - №1

12. Дёрнер К. Хороший врач. Учебник основной позиции врача / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой при участии Э.Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 2006. — 544 с.

13. Дуброва В. П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. 1999. № 3.

14. Ершова Н.Н. Развитие социальной перцептивной компетентности в системе профессионального общения: д.м.н. канд. психол. наук.- М., 1997.

15. Карсон, Р.Анормальная психология / Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. СПб., 2006.

16. Клиническая психология. Учебник для ВУЗов. 4-е изд. // Под ред. Б.Д.Карвасарского. - СПб, «Питер», 2010. - 864 с.

17. Коммуникационный менеджмент: Учебное пособие// под ред. В.М. Шепеля. – М.: Гардарики, 2004.

18. Косырев В. Н. Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. - 451с.

19. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: "Академический проект", 1999.

20. Крылов А.Н. Теория и практика менеджмента коммуникаций. М., 2002Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.

21. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

22. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. СПб., 1994.

23. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: «МЕДпресс», 1998. – 592 с.

24. Меновшиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – 2 изд., стер. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.

25. Местергази Г. М. Врач и больной, или по-новому о старом: учебное пособие. // 2-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 112 с.

26. Мёрта Дж. Справочник врача общей практики. – Изд-во «Практика», 1998- 1180 с.

27. Осипова А.А.Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 312 с.

28. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

29. Психолого-педагогические основы обучения в медицинском вузе./Учебное пособие по курсу «Введение в специальность» для студентов СПбГМУ им. академика И.П. Павлова.//Авторы: Треногов А.В., Исаева Е.Р. -
СПб, 2006. http://www.s-psy.ru/obucenie/kurs-vvedenie-v-specialnost/posobie-psihologo-pedagogiceskie-osnovy-obucenia-v-medicinskom-vuze

30. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2004.

31. Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с.

32. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. М.: Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2000.- Т.1-412 с.

33. Соловьёва С.Л. Индивидуально-психологические особенности личности врача. // ГОУВПО СПбГМА им. И.И.Мечникова, МЗ РФ. – 2001 г. – 29с.

34. Соложенкин В.В.Психологические основы врачебной деятельности.- М., 1997. – 218 с.

35. Социально-психологические основы профессиональной деятельности врача.// Учебно-методическое пособие по курсу психологии для студентов СПбГМУ им.акад.И.П.Павлова/ Под ред.Н.Г.Незнанова-СПб, 2004 г.– 77с.

36. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

37. Шагивалеева Г.Р.Психология общения: Методическое пособие. – Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2005. - 43с.

38. Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. — Киев: Сфера, 2004. — 272 с.

39. Kurtz, Silverman, Drapets. Teaching and Learning Communication skills in Medicine. – 2-nd Edition, 2004.

40. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine. – Edinburgh London N-Y Oxford, 2004.


Наши рекомендации