Работа над первой частью рассказа.
- Итак, представьте ту самую комнату, в которой происходили события, описываемые писателем Зощенко (можно напомнить описание и зачитать его, включить неторопливую тихую музыку, чтобы школьникам легче было перенестись мысленно в новую обстановку). Каждый из вас является гостем семьи Лёли и Миньки. Вы сидите за общим столом, наблюдаете за происходящими событиями. Представьте главного героя – Миньку. Какой он? Как выглядит? Как он говорит? Как двигается? Затем представьте его сестру Лёлю. Может быть, она похожа на кого-то из ваших знакомых или родственников? Ваша задача – представлять мысленно всё, о чём мы будем читать. (Музыка стихает. Учитель может сам начать рассказ, чтобы не разрушилось впечатление от погружения в новую необычную для школьников ситуацию или попросить об этом заранее подготовленного ученика. Главное, начать чтение в нужной эмоциональной тональности).
- Итак, я начинаю читать… (Вскоре эстафету чтения учитель передаёт своим ученикам).
3. Характеристика героев произведения.
- Ну что ж, вот первая ситуация, в которую попали наши герои Лёля и Минька и мы с ними тоже. Каким вы увидели Миньку, опишите его, дайте ему характеристику (учитель может делать записи на доске).
- Какой увидели Лёлю, его сестричку? Опишите её и дайте ей характеристику.
- Каким предстал перед нами начальник папы Лёли и Миньки? Дайте ему характеристику? Как он выглядел по вашему мнению?
- А какой представилась вам бабушка Лёли и Миньки? Попробуйте дать ей характеристику и описать то, как она выглядела.
- Что можете сказать о папе в данной ситуации?
4. Идентификация с героями произведения, выстраивание аргументов защиты.
- А теперь представьте себя на месте того героя, которого хотелось бы защитить и оправдать в данной ситуации.
- Начните свою защите так: «Я представил себя на месте папиного начальника. Я совсем не такой, каким вы меня увидели…. и т.д.». (дети защищают своих героев, приводят доказательства своих мыслей, после каждого такого выступления всем классом решают, сколько бонусов можно дать за такую защиту).
Работа над второй частью рассказа.
Работа проводится подобно тому, как и с первой частью.
Выводы и обобщения по прочитанному.
- Итак, в ходе игры мы постарались рассмотреть каждого героя с разных сторон. Сначала мы смотрели на них как бы со стороны, а потом попробовали побыть на их месте, чтобы почувствовать их состояние и то, как они себя ощущают в данной ситуации. Это помогло нам даже в злом папином начальнике увидеть хорошие черты. Умение видеть в человеке не только плохое, но и хорошее, очень важное для современных людей. Благодаря такому умению, человек воспринимает в мире не только белый и чёрный цвет, но учится различать и их оттенки, особенно в человеческих отношениях.
- Какие главные слова были сказаны папой Лёли и Миньки, которые мы тоже должны запомнить. Может быть, для кого-то из вас они станут девизом жизни так же, как и для писателя Михаила Зощенко.
- Какую мудрость вы открыли сегодня для себя при работе над рассказом Зощенко?
- Поднимите руку те, кому захотелось поделиться этой мудростью с кем-нибудь из близких людей. С кем именно? Поделитесь с нами.
IV. Итог урока, рефлексия и самооценка.
- Понравилась вам такая необычная игра?
- Какое важное умение вы приобрели сегодня через игру?
- Что было трудным на уроке? Почему это оказалось трудно выполнить?
- Оцените свои достижения, посчитав все бонусы. (после этого объявляется победитель игры).
V. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания можно предложить детям вспомнить подобные ситуации из своей жизни, написать об этом мини-сочинение.
Урок № 118
Урок по произведению Николая Носова «Федина задача» мы предлагаем вам рассмотреть с той целью, чтобы понять, как работать с юмористическими произведениями. Из психологии известно, что младшие школьники не очень хорошо понимают тонкий юмор, поэтому их нужно этому учить. Как правильно организовать урок по чтению юмористического произведения, мы покажем вам на примере урока, разработанного Е.А. Лушиной и представленного ею в своём методическом пособии[1]. На наш взгляд, автору удалось правильно сориентировать учителя на более глубокое изучение произведений Н. Носова, уйти от их традиционного изучения. Поэтому содержание урока мы приводим без существенных изменений (мы постарались практически целиком сохранить авторский текст), а целевые установки урока сформулированы в соответствии с современными требованиями ФГОС НОО.
Тема урока: Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача».
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать и называть фамилию, имя и отчество известного детского писателя Носова; понимать, что такое юмор и юмористическое произведение; пользоваться приёмами выборочного чтения, быстро находить в знакомом тексте доказательства своих мыслей.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке.
Познавательные: находить нужные для доказательства своей мысли эпизоды в произведении, анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.
Коммуникативные: участвовать в дискуссии, выражать свободно своё мнение, толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.
Личностные: проявлять желание читать и перечитывать произведения Н. Носова, усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2».
Ход урока