Теория психологических типов
В основе данной методики лежит представление о «психологическом типе», которое было впервые сформулировано Карлом Юнгом54. Данная концепция в дальнейшем получила развитие в трудах последователей К. Юнга и в настоящее время широко используется в области психодиагностики.
Как известно, К. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъекта) сторон жизни.
Такие способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром он назвал установками человеческой психики и определил их как экстраверсию и интроверсию.
52 Bridges W. The Character of Organizations. Using Jungian Type in Organizational Development. New York, 1992.
53 Myers. I. B. The Myers—Briggs Type Indicator: Manual. Princeton, 1962.
54 ЮнгК. Г. Психологические типы. М., 1996.
Кроме того, им были выделены четыре базовые психические функции, при помощи которых строится взаимодействие человека с миром: мышление, чувство, интуиция, ощущение. Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира.
Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае нельзя рассматривать как патологию, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей.
Под влиянием доминирующей функции складывается индивидуальный психологический тип. |
ОЩУЩЕНИЕ - это функция наших органов чувств. «Ощущение говорит мне, что нечто есть: оно не говорит мне, чтоесть это нечто, оно вообще не говорит мне ничего об этом нечто, кроме как то, что оно есть»55. Ощущение, таким образом, охватывает все, что человек осознает относительно внешних факторов, данных ему через функцию органов чувств.
МЫШЛЕНИЕв своей простейшей форме сообщает нам о том, что есть данная вещь. Оно дает имя вещи, прилагает понятие, поскольку мышление означает восприятие и суждение66.
Благодаря тональности чувства мы узнаем о ценности вещи. Оно показывает нам, что эта вещь для нас стоит.
Таким образом, ощущение говорит нам о том, что вещь есть; мышление — о том, что это за вещь, чувство — о том, какова ценность этой вещи для нас. Чего тут недостает?
Можно было бы подумать, писал К. Г. Юнг, что для создания целостной картины мира достаточно знать о том, что нечто есть, о том, что есть это нечто, и о том, чего оно стоит.
Однако существует еще одна категория — время. Вещи имеют прошлое и будущее. Они откуда-то приходят и куда-то уходят, и вы не знаете, откуда и куда они идут, но у вас есть то, что называется чутьем. Так, например, вы не знаете, какова будет цена данных акций через некоторое время, но вы чувствуете, что она возрастет. Это называется интуицией57.
55 Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика Киев, 1995. С. 8-9.
56 Там же. С. 9.
ИНТУИЦИЯ— это функция, с помощью которой можно видеть то, что происходит «за углом», что попросту невозможно; но кто-то как будто это делает за вас, и вы ему доверяете53.
Как пишет Карл Юнг, если жить обычной жизнью в своих четырех стенах, делать рутинную повседневную работу, то интуиция может и не понадобиться. Но, оказавшись на бирже или, скажем, где-нибудь в Центральной Африке, вы, наряду со всем другим, вынуждены полагаться на свое чутье. Вы, конечно же, будете не в силах точно рассчитать, кто вас там поджидает в зарослях, кто есть там «за углом», — тигр или носорог, — однако у вас возникает предчувствие, которое, быть может, спасет вам жизнь.
Обычно психологические функции контролируются волей, по крайней мере, нам хотелось бы, чтоб это было так, поскольку нас страшит все, что совершается произвольно. Если функции под контролем, их можно подавлять, подвергать отбору, усиливать, исходя из своих намерений.
Однако порой они все же выходят из-под контроля — думают за нас, чувствуют за нас, — да так, что чаще всего мы ничего не можем с этим поделать. Или же они вообще действуют на бессознательном уровне, а вы и не подозреваете, что они там натворили, хотя не исключено, что когда-нибудь вы еще столкнетесь с плодами этих бессознательных переживаний.
Все эти четыре психологические функции альтернативны. Так, когда мышление является высшей или доминирующей функцией, чувство неизбежно играет подчиненную роль. Схематически это можно изобразить на рис. 3.1.
В центре находится эго (Э) с присущей ему энергией, это энергия воли. В случае мыслительного типа воля может быть направлена в сторону мышления (М). Подчиненная функция — чувство (Ч) находится под ним. Это связано с тем, что, думая, мы исключаем всякие чувства, и наоборот— чувства исключают мышление. Если вы думаете, забудьте о чувствах, ибо больше всего мышление страдает от чувств.
И наоборот, те, кто руководствуется чувствами, пренебрегают разумными доводами, что вполне понятно, ибо эти функции противоречат друг другу. Люди с развитым сознанием предпочитают думать, они приспосабливаются к реальности посредством мыслей.
57 Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, 1995. С. 10.
58 Там же. С. 11
Другие — те, у кого лучше развита функция чувств, — весьма общительны и ценностно-ориентированы; они— подлинные артисты, создающие специфический чувственный настрой и в нем живущие.
То же самое происходит с парой ощущение (О) — интуиция (И).Каково их взаимодействие? Невозможно воспринимать физические факты и одновременно «заглядывать за угол». Часто, наблюдая за выражением лица и глазами человека, можно определить, к какому из этих двух типов принадлежит человек. В момент действия функции ощущения зрачки глаз сужены, взгляд сосредоточен на определенной точке.
У человека интуитивного типа взгляд скользит по поверхности вещей, ни на чем не сосредоточиваясь, подобно лучам, чтобы охватить все вокруг в его полноте, и среди множества воспринимаемых вещей, где-то на периферии своего поля зрения, человек замечает нечто; это и есть чутье.
Человек интуитивного склада обычно пренебрегает деталями, пытается охватить ситуацию целиком, и тогда что-то неожиданно обнаруживает для себя, вырываясь из этой целостности,
Человек сенсорного типа воспринимает факты такими, какие они есть. Но тогда уже не до интуиции! Хотя бы потому, что невозможно делать два дела одновременно. Действие одной функции исключает действие другой.
Благодаря этой простой схеме можно многое сказать о структуре сознания конкретного человека. Если, например, его мышление высокодифференцированно, то чувства обязательно будут недифференцированными. Не означает ли это, что у людей такого типа вообще нет чувств? Напротив, их чувства очень сильны; эти люди буквально переполнены эмоциями.
У человека с доминантой функции чувств все наоборот. В нормальном состоянии он не позволяет мыслям нарушать свой покой, но в случае каких-либо нарушений его начинают преследовать мысли; какая-то мысль становится навязчивой, и порой от нее уже невозможно избавиться.
Люди интуитивного склада всегда не в ладу с реальностью: реальные жизненные возможности всегда проходят мимо них. По словам К. Юнга, это люди, которые, едва засеяв одно поле и не дождавшись урожая, уже спешат засеивать другое. Они все время пашут и пашут и никак не могут остановиться, — на горизонте все время появляются новые возможности, ни одна из которых в конечном счете не реализуется59.
Напротив, сенсорный тип пребывает в согласии с вещами, он всегда остается в пределах налично данного. Для него истинны лишь реальные вещи. Утрата ощущения реальности ввергает его в уныние, ему жизненно необходимо ощущение окружающих его четырех стен60.
Все эти четыре психические функции существуют в двух установках— ориентациях на объективный (экстраверсия) или субъективный фактор (интроверсия). В результате были выделены и описаны восемь основных психологических типов личности:
1)экстравертированный мыслительный тип;
2) интровертированный мыслительный тип;
3) экстравертированный ощущающий тип;
4) интровертированный ощущающий тип;
5) экстравертированный чувствующий тип;
6) интровертированный чувствующий тип;
7) экстравертированный интуитивный тип;
8) интровертированный интуитивный тип.
59 Юнг К, Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, 1995. С. 15.
60Тамже. С. 16.
Наибольший вклад в развитие типологии К. Юнга был внесен И. Майерс и К. Бриггс, которые ввели четвертую шкалу оценки -отношение человека к неопределенности: оценка (решение) или восприятие (созерцание) (в разных переводах используются разные термины).
Юнговские установки и функции в данной типологии встроены в единую систему независимых признаков.
Таким образом, получились четыре пары признаков, обозначенных латинскими буквами:
1)Экстравертный (Extraverted) — Интровертный (Introverted);
2)Мыслительный (Thinking) — Чувствующий (Feeling);
3)Интуитивный (Intuitive)— Ощущающий (Sensing);
4)Оценивающий, или Рациональный (Judging) — Воспринимающий, или Иррациональный (Perceiving).
Попарное сочетание функций приводит к удвоению количества типов по сравнению с юнговской типологией. В результате типология была расширена с восьми юнговских типов до шестнадцати. В качестве названия каждому типу личности был присвоен четырехбуквенный код.
Код состоит из обозначений признаков, доминирующих у типа. Если, например, у типа сильны признаки: экстраверсия (Е), ощущение (S), чувство (F), иррациональность (Р), то он называется ESFP, в то время как тип с выраженными признаками: интроверсия (I), интуиция (N), мышление (Т), рациональность (J) называется INTJ.