Самостоятельная работа студентов
К практическому занятию № 1. Литературоведческие школы.
Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад - Л., 1979. (тезисы)
Зинченко В. Г. Методы изучения литературы : системный подход : учебное пособие - М., 2002. (1 статью по выбору: конспект)
Косиков Г.К. Герменевтика и интерпретация. Вопросы литературы, 1993, № 2, с.38-42. (тезисы)
Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение: рецензия)
К практическому занятию № 2. Художественный образ в литературном произведении.
Мелетинский Е.М.О литературных архетипах. М., 1994. или Эл. носитель. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте ч. 1. Понятие «архетип» в науке о литературе. (тезисы)
К практическому занятию № 3. Художественное время и пространство в литературном произведении.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.
- М., 1975. (статья «Формы времени и хронотопа в романе») (конспект)
Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., 1974. (1 статью по выбору: конспект).
К практическому занятию № 4. Композиция литературного произведения.
Б. Успенский Поэтика композиции. СПб., 2000 (рецензия)
Сильман Т.И. Заметки о лирике. - М., 1977. (О композиции лирических
текстов: тезисы).
Язык литературного произведения.
Определения понятий: тропы, фигуры речи, параллелизм, эпитет, метафора, метонимия и др.
6. Структурный анализ стихотворного текста. (Тютчев "О чем ты воешь, ветр ночной...").
Работа с научной литературой:
Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха : Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика: Учеб. пособие для вузов / М. Л. Гаспаров. - 2-е изд., доп. - М. : Фортуна Лимитед, 2002. - 352 с. (1 главу о любом периоде: тезисы).
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972. / Введение; с. 180 - 185. (конспект)
Поэтический строй русской лирики. - Л.. 1973. (Введение; с. 122 -134; 147-159). (тезисы)
Структурализм «за» и «против». Сб. ст. М., 1975 (введение: рецензия)
Знать определения понятий: структурный анализ текста и др.
1. Раскройте сущность структурного анализа текста. В чем его преимущества? Есть ли недостатки?
2. Проанализируйте стихотворение Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной…»
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке –
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..
<Начало 30-х гг.>
1. Проанализируйте «дословесный» уровнь стихотворения: расположение ударных гласных; уровнь вокализма; повторяющиеся звуковые комплексы; связаны ли этих звуки с ключевыми словами-темами текста (ветр, страшный, древний, родимый и др.)
2. Составьте ритмическую модель данного текста: размер; метр; выделите закономерности развертывания ритма; как ритмически оформляется переход от первой ко второй строфе, обратите внимание на место, которое занимает пиррихий в строке, соответствует ли оно установившемуся в поэзии пушкинской поры закону альтернирующего ритма.
3. Как развивается тема хаоса в стихотворении: обозначьте переломные в образном плане моменты, изменяется ли состав образов во второй строфе; согласуются ли изменения образов и тем с ритмическими перебоями в тексте; найдите синтаксические фигуры в стихотворении, каковы их функции и значение.
4. Каково тютчевского отношения к хаосу: как сочетаются в нем страх и любвь, жалость, и мольба-заклинание.
5. С каким из канонических жанров связано тютчевское восприятие мира «во всей контрастной преизбыточности его становления, когда стираются грани противоположностей, когда одно и то же явление заставляет и цепенеть, и судорожно пылать» (Зунделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971. С.61.)
Протокол согласования рабочей программы