Вопрос 2. Роль менеджеров в обеспечении эффективного
Управления организациями
Анализ структуры организации показывает, что в ней существуют такие основные элементы: цель, структура, люди, процессы и средства взаимодействия .
Ведущую роль между процессами и средствами взаимодействия в организации играет управление.
Базируясь на определении Л.И.Евенко и несколько уточняя его, можно утверждать, что относительно деятельности организаций термин управление (в англ. варианте -management) используется в трех основных значениях .
Во-первых, как функция, как специальный вид деятельности в организациях.
Во-вторых, как определенная категория людей, социальная прослойка тех, кто осуществляет работу по управлению.
В-третьих, как специальная область знаний, которая помогает осуществлять эту деятельность.
Проанализируем детальнее каждое из названных значений.
В научных роботах ведущих зарубежных и отечественных специалистов по теории управления четко определено содержание управления как специального вида деятельности в организациях.
Так, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури толкуют управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь конкретных целей организации [24],
Г. Дафт говорит о том, что управление (менеджмент) это эффективное и продуктивное достижения целей путем планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами (8).
Несмотря на некоторые отличия в перечне управленческих функций, которые называют авторы, можно найти несколько общих характеристикв вышеуказанных определениях управления:
а) управления осуществляется в организациях;
6) управление направленное на эффективное и продуктивное достижения целей организации.
Итак, управление можно растолковать как специальный вид деятельности в организациях, которое непосредственно несет ответственность за достижение поставленных перед ними целей путем эффективного и продуктивного использования ресурсов.
Для того чтобы управление стало реальностью, в организации может быть определенная категория людей, которые осуществляют работу по управлению, — руководителей (менеджеров).
В западной практикеменеджер — это субъект управления в организации, профессиональный руководитель, который сознает, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, который занимается управлением [10|.
В Украине же специальная подготовка профессиональных менеджеров лишь началась, поэтому нужно с определенной осторожностью приравнивать понятие «руководитель организации» и «менеджер организации», хотя реально они выполняют ОДНУ и одну и ту же управленческую функцию. Подготовка профессиональных менеджеров есть одной из существенных условий реформирования нашего общества и вхождения его в международное пространство.
Анализ особенностей работы менеджеров показывает, что к ним из-за сложности управленческой деятельности выдвигается много требований.
Интересным в западной теории менеджмента есть подход, согласно которому выделяют три основных группы навыков менеджера:
• концептуальные;
• человеческие;
• технические (8).
Концептуальные навыки — это когнитивные (познавательные) способности менеджера воспринимать организацию как единое целое и вместе с тем четко выделять взаимосвязи, которые существуют между ее частями. Сюда относят мышление менеджера, его умение обрабатывать информацию, способность к планированию, определение перспектив деятельности организации.
Человеческие навыки — это способность менеджера к работе с людьми и с помощью людей, а также умение эффективно взаимодействовать, будучи членом команды. Эти навыки проявляются в том, как менеджер относится к сотрудникам, как он их мотивирует, оказывает содействие их деятельности и координирует ее, как подает пример, общается и решает конфликты.
Технические навыки — это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, то есть навыки использования методов, технологий и оснащения, необходимых для выполнения конкретных функций. Владение менеджером техническими навыками предусматривает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умение правильно использовать инструментальные и другие средства для решения проблем в конкретной области.
Установлено, что по мере продвижения менеджерами ступенями иерархии в организации потребность в технических привычках снижается, а значение человеческих и концептуальных навыков возрастает |8].
Относительно менеджмента как науки, и, в частности, его психологических аспектов, следует отметить, что на сегодня довольно фундаментально разработанны его основные теоретические понятия (2; 6; 8; 9; 11; 12; 13; 14; 18; 25; 26; 27; 29; 31; 32). Вместе с тем технологический подход, охарактеризованный в отдельных публикациях |3; 5; 7; 16; 19; 28; 30|, представлен недостаточно. Данное учебное пособие является одним из первых в решении этой проблемы (подготовленное с учетом особенностей деятельности отечественных организаций).