VI. Применение интеллект-карт
Интеллект карты применяются в:
1. Обучении: Избавление от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при обучении, подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольшая выгода получается при последующем воспроизведении информации (особенно при подготовке к экзаменам).
2. Обзорах и резюмировании: Возможность быстрого составления емких и эффективных записей. Удобное использование записей в последующем. Понимание связей и взаимодействий в записи. Информация записывается в более понятной форме, что позволяет легче разобраться в ситуации.
3. Концентрации: Фокусирование на задаче для наилучшего результата. Использование всех ваших способностей для привлечения внимания. Особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения и результативность при этом значительно увеличивается. Вам также не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания.
4. Запоминании: Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за "крючок" и Вы все вспомните. Затратив при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими Вашими знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминание и Вашу память в дальнейшем. Легкое воспоминание. Видение информации внутренним мысленным взором.
5. Организации: Вы видите все детали ваших дел, лучше понимаете партнеров, хорошо организуете рабочее время и другие аспекты своей деятельности.
6. Презентации: Вы можете быстро и полноценно подготовиться к выступлению. Ваша презентация будет более полноценной и понятной для слушателей из-за использования естественных законов мышления. Вам достаточно подготовить одну карту на большое выступление, а не многостраничные шпаргалки, в которых сложно найти информацию. Объемная структура карты позволяет Вам в любой момент легко изменить направление выступления и не испытывать при этом затруднений (в отличии от линейного доклада)
7. Общении: Использование карт и радиантное мышление позволяет легко и понятно изложить свое мнение и мыли другому человеку и понять то, что хочет сказать он. Эффективный способ привести группу к общему решению (мнению) и выяснить причины проблем в коллективе.
8. Планировании: Организация всех деталей с начала и до конца на одном листе бумаги. Все дела взаимосвязаны и понятно, что от чего зависит. Изменение и коррекция планов происходит быстро и наилучшим способом.
9. Собраниях.Встречах. Руководстве: Планирование повестки дня, обсуждаемых вопросов, дел, которые необходимо реализовать, занимающее минуты... Выполнение работы быстро и эффективно. Сотрудники понимают Ваши мысли и идеи. Универсальный язык для реализуемых проектов и заданий.
10. Тренингах: Проведение тренингов становится более легким, эффективным и быстрым. Вы можете подготовить тренинг значительно быстрее, чем ранее. Изменить и адаптировать тренинг под конкретные нужды становится значительно легче. Более качественное отслеживание и исправление ошибок.
11. Мышлении: Хороший метод анализировать свои мысли. Ваше мышление становится более четким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются. Чем больше используется метод Mind Map, тем более эффективным становится Ваше мышление.
12. Переговорах: Выявление проблемы, вашей позиции и всех возможностей для маневров. Быстрое реагирование на предложения оппонента. Более ясное и четкое понимание своего состояния. Возможность легко и понятно объяснить оппоненту преимущества Вашего и недостатки его предложений.
13. Развитии интеллектуальных способностей: Новый подход к проведению мозгового штурма. Быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Вы способны с помощью карт создать за час столько идей (сотни и более), сколько не выдаст целая группа, работающая бессистемно. Легкое прослеживание взаимосвязей идей и поиск альтернативных решений. Облегчение внедрения идей в последующем. Эффективное улучшение идей для дальнейшего использования.
Заключение
Люди вроде Леонардо да Винчи и Эйнштейна достигли своего величия, не иначе как используя более широкий спектр ментальных способностей, нежели их современники. Приведенные примеры автографов подтверждают эту предпосылку, свидетельствуя о том, что «великие умы» на самом деле использовали большее количество своих ментальных способностей и что, в отличие от своих более линейно мыслящих временников, интуитивно использовали принципы радиантного мышления и интеллект-карт, хотя и в весьма упрощенном виде.
Использование всего диапазона ментальных способностей
Существует сравнительно быстрый способ проверить качество конспектов - своих собственных или кого-либо из ваших знакомых. Для этого достаточно свериться с перечнем ментальных функций :
1. Речь
• Слова
• Символы
2. Операции с числами
3. Логическое мышление
· Последовательности
· Перечни
· Линейные отношения
· Анализ
· Восприятие времени
· Ассоциации
4. Ритм
5. Цвет
6. Воображение
• Мечтание
• Формирование мысленных образов
7. Пространственное восприятие
• Восприятие размеров
• Гештальт (целостное восприятие)
И посмотреть, сколько из них находит отражение в исследуемом конспекте - чем больше, тем лучше.
Автографы (приложение 2), представленные на следующей странице, автором которых являлся Леонардо да Винчи, прекрасно демонстрируют только что сказанное. Он использовал слова, символы, оперировал последовательностями, перечнями, использовал линейные образы, анализировал, демонстрировал визуальный ритм, обрабатывал числа, рисовал воображаемые образы, стремился к объемному представлению объектов окружающего мира, а также не забывал о гештальте, - иными словами, являлся примером совершенного ума, выражающего самого себя совершенным же образом.
Ссылки:
[1] Т. и Б. Бьюзи. Супермышление. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304с.: ил.
[2] Маукл Дж. Гелб Научить мыслить и рисовать как Леонардо да Давинчи. Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 304 с.: ил.
[3] Т. Бьюзи Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 208с.: ил.
[4] Т. Бьюзи Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 400с.: ил.
[5] Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, 2005. – 336 с.: ил.
[6] Линда Периджо Леу Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 288с.: ил.
[7] www.mindmap.ru
[8] www.ygnius.com
[9] www.conceptdraw.ru
[10] www.mindmap.ru/download/setupxpl.exe