Акварельный портрет в творчестве Петра Федоровича Соколова
Введение
Первая половина ХIХ в. - яркая страница в культуре, искусстве России. Все направления - литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма, значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. К 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение, и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Такая традиционная живопись становится устоявшимся официальным искусством, "академизмом", оторванным от жизни.
Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм - европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII-XIX веков. Один из основных постулатов романтизма, противоположный классицизму, - утверждение личности человека, его мыслей и мировосприятия в качестве главной ценности в искусстве. Закрепление за человеком права на личную независимость порождало особый интерес к его внутреннему миру, и в то же время предполагало свободу творчества художника. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции - трагическую. В то же время романтизм в России всегда был формой художественного мышления, вольнолюбия.
В целом культурная жизнь данного периода была неоднозначной и многообразной: одни преобладающие тенденции в искусстве сменялись другими. Поэтому исследователи при более детальном рассмотрении искусства первой половины XIX века его обычно делят на два периода - первую и вторую четверти столетия. Однако стоит отметить, что данное разделение условно. Кроме того, говорить о классицизме, романтизме и реализме в чистом виде в этот период не приходится: их разграничение, как хронологически, так и по признакам не является абсолютным.
Живопись в первой половине XIX в. приобрела гораздо большую значимость в жизни общества, чем это было в XVIII в. Развитие национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года, подняло интерес народа к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. Появились специальные журналы, коллекционирование и показы русского искусства. При императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. В практику Академии художеств с начала века вошли периодические выставки, которые привлекали немало посетителей, большим достижением был допуск на эти выставки по определенным дням простого народа, что вызывало возражения некоторых журнальных критиков. Под веянием эпохи, вследствие повышения интереса общества ко всему национальному, была изменена и тематика учебных и выпускных работ в Петербургской Академии художеств: ученикам стали задавать сюжеты бытового характера, стали частыми темы из отечественной истории.
Выдающимися достижениями в русском искусстве начала ХIХ в. характеризуется портретная живопись. Русский портрет в течение всего столетия будет являться тем жанром живописи, который наиболее непосредственно связывал художников с обществом, с выдающимися современниками. Ведь, как известно, большое количество заказов от отдельных лиц художники получали именно на портреты. Эволюционным для классической школы живописи стало творчество живописцев, портретистов П.Ф.Соколова, К.П Брюлловва, А.П. Брюллова.
С.3
Глава 2 Основная часть
Акварельный портрет в творчестве Петра Федоровича Соколова
Пётр Фёдорович Соколо́в (1787-1848, Российская империя) — русский живописец-акварелист, талантливейший портретист, академик Академии художеств стал родоначальником жанра русского акварельного портрета 20-х- 40-х годов ХIХ в., мастером акварельного портрета.
В 1800 году поступил в Императорскую Академию художеств, обучался живописи под руководством профессора B. К. Шебуева, получил серебряные медали за рисунки с натуры, золотою медаль за картину по программе: «изобразить Андромаху, оплакивающую Гектора». Окончив Академию художник был оставлен при Академии в качестве пенсионера для дальнейшего усовершенствования в живописи.
Ему была задана программа на большую золотую медаль: «представить отъезд Великого Князя Дмитрия Донского на сражение с приближавшимся к Москве Мамаем, «приемлющего благословение на сие решительное дело спасения России от святого Сергия Радонежского чудотворца». За написанную картину Соколов не получил большой золотой медали, которая могла дать ему право поездки за казенный счет за границу, и в 1810 г. оставил Академию, стал учителем в одном семействе, выполнял заказы. Историческая живопись не была истинным призванием Соколова. После первых удачных опытов в акварели, он посвятил себя всецело акварельной портретной живописи, и скоро приобрел на этом поприще широкую и прочную известность. Соколов был первым по времени русским акварелистом, впервые показавшим различие между акварельной и миниатюрной живописью, вытеснил в русском искусстве портретную миниатюру - маленькие, иногда совсем крохотные изображения, акварельными красками по дереву, металлу, фарфору, слоновой кости. Ранние работы Соколова, особенно его многочисленные овальные портреты, по технике исполнения были близки к миниатюре. Однако вскоре художник отказался от традиционного в миниатюрном портрете примешивания к акварели белил, лишающих её прозрачности и воздушности. Он стал работать чистой незамутненной краской, что позволило ему в лучших своих работа передать богатство эффектов игры света и тени. Этот впервые примененный Соколовым в русском портрете технический прием был чрезвычайно смел и нов. Большая часть 20-х годов и последующие годы были для него временем творческого расцвета. Работал Соколов всегда очень быстро. Иногда портрет писался им в один сеанс.
Портреты Соколова, при замечательном сходстве, отличались прекрасным рисунком и приятностью красок. Граф Апраксин пригласил портретиста в Аничков дворец написать портрет великого князя — впоследствии императора — Александра Николаевича (тогда ещё трехлетнего ребёнка). Этот портрет очень удался Соколову и доставил ему целый ряд новых заказов от двора: портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны и многих иностранных принцев, приезжавших к русскому двору.
Портреты Соколова поражают тонкостью характеристики, безукоризненной композицией, виртуозностью художественного мастерства, богатством и согласованностью красок.
Соколов создал целую портретную галерею известных людей первой половины XIX века и их окружения. Им выполнено большое число портретов русских поэтов, художников, политических деятелей, артистов.
С.4
В 1824 г.создан портрет князя «Вяземкого», поэта, журналиста, критика, с которым был хорошо знаком художник. На акварельном портрете «Пушкина А.С.» в 1836 г. поэт изображен сидящим в кресле со сложенными перед собой руками, его взгляд как бы обращен «в себя», он глубоко задумался.
Соколов пишет акварельные портреты героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. Н. Раевского, декабриста Н. М. Муравьева, знаменитой певицы и близкого друга И. С. Тургенева П. Виардо-Гарсиа, скульптора-анималиста П. К. Клодта, жены известного скульптора И. П. Витали и многих других.
Будучи в Париже, он написал портреты многих лиц тамошней русской колонии. Иностранные знатоки искусства высоко оценили работу Соколова; его усиленно приглашали в Лондон, но он отказался и в 1843 году возвратился на родину.
Вместе с акварельными портретами кисти К. П. Брюллова произведения Соколова составляют лучшее, что дал русский акварельный портрет первой половины XIX века. К. П. Брюллов и его брат А. П. Брюллов были товарищами Соколова по Академии художеств. Со временем Соколов породнился с братьями Брюлловыми, женившись на их сестре Юлии Павловне.Последние годы жизни художник провел в Москве, которую очень любил.