Природа и динамика социально-психологического знания

Когда возникла социальная психология? Осветить станов­ление социальной психологии — значит сказать, где, когда и при каких обстоятельствах возникла эта новая отрасль знания. Принято считать, что социальная психология складывается во второй половине XIX века в Германии, Англии, Франции, Рос­сии, несколько позже в США и других странах.

Попытки уточнить обстоятельства возникновения данной дисциплины выявляют существенно различный подход иссле­дователей к проблеме.

Одни точно называют дату рождения социальной психоло­гии — 1859 год, когда основоположник психологического направ­ления в языкознании немецкий философ и филолог Г. Штейнталь совместно с философом М. Лацарусом начал издавать журнал "Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft".

Другие, связывая или даже отождествляя возникновение социальной психологии с образованием психологического на­правления в социологии, относят время ее рождения к концу 90-х годов XIX века.

В таком случае в качестве основоположника этой науки называют имя французского психосоциолога Гюстава Лебо-на, опубликовавшего в 1895 г. труд под названием "Психоло­гия народов и масс" [1].

Однако оформление социальной психологии в качестве са­мостоятельной дисциплины принято связывать с 1908 годом, когда одновременно вышли две книги: Уильяма Мак-Дауголла "Введение в социальную психологию" в Лондоне и американс­кого социолога Эдварда Росса "Социальная психология" в Нью-Йорке [2], [3], [4].

Линия на омоложение социальной психологии нередко до­водится и до 20-х годов XX века на том основании, что только с началом первых экспериментальных исследований в этой об­ласти и можно говорить о формировании подлинно научного знания.

По критерию же оформления социальной психологии в ка­честве целостной системы научного знания с развитой струк­турой прикладных функций этот процесс может быть отнесен даже к 70-м годам XX века.

Но названной тенденции противостоит и другая, связан­ная с поиском более удаленного от наших дней времени ста­новления социально-психологического знания.

Американский психолог Гордон Олпорт, например, не без основания к числу пионеров этой науки относит античного мыс­лителя Платона, творившего в IV веке до нашей эры [5, с. 29].

В видении еще более древних истоков данной науки даль­ше всех ушли немецкие психологи Ганс Гибш и Манфред Фор-верг, которые считают, что социально-психологическое мышление существует со времени появления на земле человека.

«С тех пор как существуют люди, которые вместе тру­дятся и живут, с того момента, когда они осознали необходи­мость осмыслить общественное бытие человека, существует без сомнения, "социально-психологическое мышление" как один из аспектов всеобъемлющей работы мысли — с целью понять и сформулировать отношение человека к более крупным соци­альным структурам» [2, с. 13].

А это значит, что с данной точки зрения начало рассмат­риваемой науки переносится в такую темную глубину прошло­го, которое измеряется уже не столетиями, а десятками тысячелетий.

Естественно, что вопрос о времени возникновения соци­альной психологии приобретает еще большую остроту, равно как встает и" другой — чем объяснить такой разнобой во взгля­дах на время становления данной науки?

Причины разногласий в представлениях о времени рожде­ния социальной психологии. Начнем с ответа на вопрос, како­вы причины различия в представлениях о времени рождения социальной психологии. На наш взгляд, эти различия вызваны прежде всего склонностью ряда исследователей к видению ее генезиса в качестве одноактного и однозначного феномена, что особенно очевидно в случаях фиксирования даты рождения на­уки подобно тому, когда мы говорим о рождении ребенка. Ска­зывается при этом и недостаточная договоренность о предмете науки, разнобой в критериях при определении ее истоков в лоне различных научных дисциплин.

Между тем становление мировой социально-психологи­ческой мысли и науки представляет собой не одноактный и не однозначный, а многоактный, многокачественный и достаточ­но протяженный во времени процесс.

В рамках этого процесса можно фиксировать годы зарож­дения тех или иных течений социально-психологической мыс­ли в лоне философии, языкознания, социологии, этнологии,' криминологии и др., равно как и первого опыта постановки со­ответствующих проблем исследователями различных стран.

Однако ни один из этих моментов не может быть квали­фицирован как акт основания социальной психологии вообще.

Становление последней — это длительный и развернутый в историческом пространстве процесс поэтапного перехода от очень удаленных по времени и первоначально научно неосоз­наваемых эмпирических предпосылок, практического опыта человеческого поведения и взаимодействия, к попыткам его осмысления и анализа, постепенно перерастающим в течение социально-психологической мысли, а затем и систему научно­го знания.

Основные этапы становления социальной психологии. В целом история становления социальной психологии включает в себя, на наш взгляд, характеристику следующих основных моментов в этом процессе.

1. Эмпирические предпосылки социальной психологии как опыта практических действий.

2. Философские истоки социально-психологической мысли.

3. Непосредственные исторические условия.

4. Формирование социально-психологического направле­ния в человекознании.

5. Становление социальной психологии как эксперимен­тальной науки.

6. Оформление социальной психологии в сложившуюся си­стему научного знания.

Кратко остановимся на каждом из этих моментов в исто­рии социальной психологии.

Наши рекомендации