Средние данные по группе стандартизации
Показатели | Тестовые игры | Средние значения | ||||||
Парциальные КПВ | 0,31 | 0,32 | 0,27 | 0,34 | 0,32 | 0,35 | 0,32 | |
Дисперсия | 0,18 | 0,19 | 0,16 | 0,19 | 0,21 | 0,2 | 0,19 | |
Количество КПВ мин | I | |||||||
Количество КПВ макс |
В связи с существованием у каждого испытуемого максимального КПВ встает вопрос о влиянии порядка игр на общегрупповое распределение крайних отклонений результативности. Дело в том, что если бы обнаружилось, например, преимущественное появление минимумов в первой игре, а максимумов – в последней, то это бы означало, что количество тестовых игр следует увеличить в связи с явным наличием тренируемости в ходе обследования. Точно так же закономерное сосредоточение минимумов в последней игре могло бы свидетельствовать о развитии утомления и т. д., вплоть до выявления самых неожиданных факторов, оказывающих влияние на результативность деятельности, но не имеющих прямого отношения к диагностике переключаемости внимания.
Проверка распределения максимумов и минимумов парциальных КПВ производилась для каждого из них по отдельности путем подсчета общего по группе количества тех или других в каждой игре (см. табл. 8) и последующего анализа этих данных с помощью критерия «хи-квадрат». Полученный показатель связи номера игры с количеством экстремумов оказался небольшим и статистически незначимым, что говорит о случайном характере неравномерности максимальных и минимальных КПВ по отдельным играм.
Еще одна проверка равнозначности игр была проведена методом по парного сравнения среднегрупповых парциальных КПВ. Для этого были подсчитаны средние значения парциальных коэффициентов по:
а) 1, 2, 3 играм и по 4, 5, 6 играм; они оказались соответственно равными: Х1,2,3 = 0,296, при σ = 0,146; Х4,5,6 = 0,333, при σ = 0,179;
б) по 1, 3, 5 играм и по 2, 4, 6 играм – для них соответственно:
Х2,4,6 = 0,332, при σ = 0,161, и Х1,3,5 = 0,305, при σ = 0,149.
Сравнение (по критерию Стьюдента) этих показателей между собой показало, что между ними не существует значимых различий; следовательно, в целом по группе нет ни тренированности, ни утомления испытуемых. Иными словами, ни одна из игр значимо не отличается от других, то есть их совокупность представляет собой набор независимых и одинаковых по условиям деятельности тестовых испытаний, дающих высоконадежный средний показатель измеряемого свойства внимания.
Необходимо отметить, что данные о тестовой равноценности игр не следует интерпретировать как указание на возможность уменьшения их количества, хотя бы это и было желательно с точки зрения сокращения времени обследования. Как видно из той же таблицы 8, исключение из набора игр, например, последней, обязательно привело бы к искажению средних КПВ у семи испытуемых, так как именно в этой игре у одного из них имел место минимальный парциальный КПВ, а у шести – максимальный. Вместе с тем, увеличение тестового набора привело бы к излишним затратам времени, так как при имеющейся репрезентативной надежности нельзя ожидать уточнения средней величины КПВ по мере наращивания числа игр.
Эмпирическая валидизация методики «Турнир». Главным условием пригодности любой тестовой методики для практической диагностики является адекватность полученных с ее помощью данных какому-либо критерию, достоверность которого либо теоретически доказана, либо эмпирически очевидна. Ввиду отсутствия удовлетворяющих этим требованиям критериев скорости переключения внимания, мы использовали распространенный в психометрике прием сопоставления результатов обследования двух групп, заведомо различающихся между собой по уровню развития измеряемого показателя, и вместе с тем сходных в отношении пола, возраста, физического здоровья и других более или менее существенных характеристик.
С учетом специфики деятельности (заложенной в методике), в качестве «критериальной» группы была выбрана студенческая мужская команда по настольному теннису, состоявшая из одного мастера спорта и шести кандидатов в мастера. Основанием для выбора спортсменов такой специализации послужило устоявшееся мнение специалистов о важности переключения внимания при игре в теннис и вытекающее отсюда предположение о «профессиональной» развитости этого свойства у лиц, которые достаточно долго и успешно занимаются данным видом спорта (Жур,Шокин).
Обследование теннисистов проводилось точно по такой же схеме, как и описанной выше группы стандартизации, а сопоставляемыми данными служили средние по обеим группам величины КПВ и средние коэффициенты вариативности индивидуальных КПВ. Смысл введения в рассмотрение показателя вариативности заключается в том, что с его помощью можно оценить устойчивость присущей испытуемому скорости переключения внимания (чем ниже вариативность – тем выше устойчивость) и таким образом получить дополнительную информацию об индивидуальных особенностях измеряемого свойства.
Дискриминативная гипотеза, проверявшаяся в ходе практической валидизации, заключалась в следующем: по сравнению с испытуемыми типологических групп у спортсменов-теннисистов ожидается наличие более высоких среднегрупповых значений КПВ – как результат постоянных спортивных тренировок и благоприятного сочетания основных свойств центральной нервной системы; большая сближенность индивидуальных средних КПВ – как следствие неслучайного отбора испытуемых по признаку сходства спортивной специализации и квалификации; большая устойчивость индивидуальных парциальных КПВ – как следствие привычки к продолжительному выполнению деятельности, требующей постоянно высокой скорости переключения внимания. Основные результаты по группе спортсменов-теннисистов представлены в таблице 9.
Таблица 9