Он отличается хорошим нравом
Истинный мусульманин отличается хорошим нравом, скромностью и мягкостью в словах, в своих поступках он руководствуется наставлениями ислама и действует по примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаhа).
По свидетельству слуги Пророка, Анаса, да будет доволен им Аллаh, посланник Аллаhа "обладал наилучшим нравом из всех людей". (Аль-Бухари и Муслим). И слова Анаса не являются преувеличением, к которому его могла бы подтолкнуть любовь к Пророку, так как Анас был свидетелем уникальных проявлений благонравия со стороны благородного посланника (мир ему и благословение Аллаhа). Предоставим Анасу, да будет доволен им Аллаh, самому рассказать о некоторых сторонах характера великого Пророка ислама. Так, например, он сказал:
"Я служил посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) десять лет, и за это время он ни разу не сказал мне: "Уф!" — и что бы я ни сделал, он ни разу не спросил меня: "Зачем ты сделал это?" — если же я не делал чего-то, он никогда не говорил мне: "Лучше бы ты сделал то-то". (Аль-Бухари и Муслим).
Это объясняется тем, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) никогда не говорил и не делал ничего непристойного, о чём свидетельствует Абдулла ибн Амр ибн Аль-Ас, да будет доволен им Аллаh. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) часто повторял своим сподвижникам:
«Поистине, лучшими из вас являются самые благонравные.» (Аль-Бухари и Муслим)
Он так же сказал:
«Поистине, непристойные слова и поступки не имеют ничего общего с исламом. И, поистине, лучшими людьми в исламе являются те, у кого лучший нрав.» (Ат-Табарани, Ахмад и Абу Йа'ля)
Сообщается также, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: "Поистине, самыми любимыми из вас для меня и теми, кто в День воскрешения будет ближе всех ко мне, являются самые благонравные из вас, а самыми отдаленными из вас для меня и теми, кто в День воскрешения будет дальше всех от меня, являются болтливые, говорящие напыщенно и разглагольствующие". Люди сказали: "О посланник Аллаhа, нам известно, что такое "болтливые" и "говорящие напыщенно", но что такое "разглагольствующие?" Он сказал: "Это — надменные".[116] (Ат-Тирмизи)
Что же касается сподвижников, да будет доволен ими Аллаh, то они слушали эти наставления и своими глазами видели, каких высоких нравственных принципов придерживался во взаимоотношениях с людьми сам Посланник. И они поступали в соответствии с его указаниями и брали с него пример в делах, благодаря чему и возникло их, достойное подражания, общество, подобного которому в истории человечества еще не было.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллаh, сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) был милосердным человеком, и кто бы ни приходил к нему (с просьбой), он обязательно обещал ему и исполнял своё обещание, если располагал (тем, о чём его просили). Однажды, когда уже было объявлено о начале молитвы, к нему подошёл какой-то бедуин, потянул его за края одежды и сказал: "Из того, что мне нужно, осталось совсем немного, и я боюсь забыть об этом" — и он пошёл с ним, сделал всё, что ему было нужно, а потом пришёл и совершил молитву". (Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад")
Таким образом, мы видим, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) не усмотрел ничего плохого в том, чтобы выслушать этого бедуина и сделать то, что ему было нужно, несмотря на то, что уже было объявлено о начале молитвы, и он не рассердился на него, несмотря на то, что тот потянул его за одежду и стал настаивать на том, чтобы что-то было сделано для него до молитвы. Дело в том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) создавал общество на основе высоких нравственных принципов и на собственном примере показывал другим, как мусульманин должен относиться к своему брату в исламе, устанавливая для них те нормы, которые должны главенствовать в мусульманском обществе.
И если для немусульман благонравие связано с хорошим воспитанием и образованием, то для мусульман это понятие в первую очередь имеет отношение к наставлениям этой религии, объявившей благонравие неотъемлемым качеством мусульманина, благодаря которому он возвышается в мире этом и которое склонит чашу его весов в мире вечном, так как в День расчёта на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, как сказал об этом посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа):
«В День воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, ибо, поистине, Аллаh Всевышний ненавидит произносящего непристойности и оскорбляющего![117]» (Ат-Тирмизи)
Более того, ислам объявил благонравие признаком совершенства веры, так как имеются указания на то, что наиболее совершенной верой обладают самые благонравные люди, о чём посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Наиболее совершенной верой из верующих обладает самый благонравный из них.[118]» (Ат-Тирмизи)
Что касается благонравных, то в исламе они объявляются ещё и самыми любимыми рабами Аллаhа, о чём свидетельствует хадис, передаваемый со слов Усамы ибн Шурайка, который сказал: "Однажды мы совершенно неподвижно сидели рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаhа) и никто из нас не произносил ни слова, как вдруг к нему подошли какие-то люди и спросили: "Кого из рабов Аллаhа Всевышний Аллаh любит больше всего?" Он ответил: "Самых благонравных из них". (Ат-Табарани)
И нет ничего удивительного в том, что Аллаh больше всего любит благонравных людей, ведь, как мы уже видели, благонравию придаётся огромное значение в исламском шариате, и не будет ничего тяжелее благонравия на весах раба в День воскресения, а кроме того, оно равняется молитве и посту, которые являются двумя великими столпами ислама, как сказал об этом посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа):
«Не положат на Весы ничего тяжелее благонравия, и, поистине, благонравие приводит придерживающегося его к степени (соблюдающего) пост и (совершающего) молитву.» (Ат-Тирмизи и Аль-Баззар)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине, благонравием раб достигает ступени постящегося и молящегося.»
Вот почему посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) постоянно подчёркивал важность благонравия своим сподвижникам, побуждал их придерживаться его и внушал их душам любовь к нему, пользуясь самыми разными методами и прибегая для этого как к словам, так и к делам. Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) хорошо понимал, какую большую роль играет благонравие в деле исправления характера, очищения души и совершенствования людей. В связи с этим он (мир ему и благословение Аллаhа) однажды спросил Абу Зарра, да будет доволен им Аллаh: "О Абу Зарр, не указать ли тебе на два качества, придерживаться которых легко, а на Весах они окажутся тяжелыми?" Он сказал: "Конечно, о посланник Аллаhа!" Он сказал: "Будь благонравным и сохраняй молчание, ибо клянусь Тем, в чьей длани душа моя, ничто не украшает людей так, как это!"(Абу Йа'ля и Ат-Табарани)
Кроме того, сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Хороший нрав увеличивает (блага), а дурной нрав — это злополучие; благочестие продлевает жизнь, а милостыня защищает от дурной смерти.» (Ахмад)
Известно также, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) обращался к Аллаhу с такими мольбами:
«О Аллаh, Ты сделал хорошим мой образ, так сделай же хорошим и мой нрав!» (Ахмад)
Мольба благородного посланника о том, чтобы Аллаh сделал хорошим его нрав, в связи с чем Аллаh Всевышний сказал: "Поистине, ты — великого нрава" (Калям, 4), — указывает на то, какое внимание он уделял благонравию и как сильно желал, чтобы мусульмане в этом отношении всё время стремились к большему, независимо от того, сколь бы чистыми они ни были, как делал это их великий Пророк, обращавшийся к Аллаhу с подобными мольбами. Что же касается слова "благонравие", то это — общее название, которое может подразумевать собой любое достойное нравственное качество, украшающее, очищающее и возвышающее собой человека. В качестве примера можно указать на такие черты характера как стыдливость, кротость, доброта, способность прощать, снисходительность, весёлость, правдивость, честность, сердечное отношение к людям, прямота, внутренняя чистота и прочие достойные качества.