Вопрос 17. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Учение олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами - портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему еще вчерашнему прошлому. Мальчишки и девчонки с иронией относятся к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это отношение распространяется на одежду, которую они носили, на старые игрушки и книжки. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, куклами и машинками доставляли им явное удовольствие. Игрушки, которые два-три года назад вызывали восторг и восхищение, теперь могут вызывать у них лишь скептическое удивление.
Готовность к школе - это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова.
Вопрос готовности ребёнка к школьному обучению начал решаться с перевода детей на обучение с 6-ти лет. Сторонники более раннего обучения ссылаются на опыт зарубежных стран, где дети начинают обучение с 5-6 лет. В Англии и Франции существует подготовительная ступень (для 5-6 лет) – дети не изучают конкретные предметы, а преподаватели занимаются с ними разными видами деятельности, занятия построены в свободной манере общения. Важна задача не снабжения знаниями ребёнка, а его развитие.
Выделяется 3 аспекта зрелости:
1. интеллектуальный – дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление (способность постигать основные связи между явлениями) – способность логического запоминания, умение воспринимать образец, развитие тонкой моторики и координации;
2. эмоциональный – уменьшение импульсивных реакций, возможность длительное время выполнять неинтересные задания;
3. социальный – потребность ребёнка общения со сверстниками, умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика.
Американские исследователи интересуются в основном интеллектуальными особенностями ребёнка.
В отечественной психологии детальная проработка получила отражение в трудах Божович, Салминой, Кравцовой, Дубровиной, Эльконина.
В качестве показателей школьной готовности Салмина выделяет произвольность, личностные характеристики (особенности общения) и уровень сформированности семиотических функций (сформированность знаковой функции).
Позиция Кравцовой: основной акцент на роль общения в развитии ребёнка, выделяет 3 сферы, которые должны быть развиты – отношение к взрослым, отношение к сверстнику, отношение к самому себе.
Божович выделяет несколько параметров психологического развития: уровень мотивационного развития ребёнка, развитие произвольной сферы, развитие интеллектуальной сферы.
Учебная мотивация как ведущая возникает только тогда, когда отмирает предыдущий тип ведущей деятельности. Зоны ближайшего развития начинают развиваться в учебной деятельности наиболее интенсивно. Происходит трансформация игровой деятельности: к 6-ти годам в ней происходит увеличение количества правил. У дошкольников смысл игры в самом процессе, а у ребёнка семилетнего возраста становится важным результат игровой деятельности, ребёнок вступает в игру с целью выиграть. В игре появляются учебные мотивы, которые стимулируют игровую деятельность. Происходит смещение акцента с процесса на результат.
2 группы мотива учения (по Божович):
- широкие социальные мотивы (потребность ребёнка в общении);
- познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью.
Сплав этих двух потребностей способствует возникновению у ребёнка нового отношения к окружающей среде – «внутренняя позиция школьника», которая выступает как критерий готовности к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника представляет собой потребность в познании и потребность в общении со взрослым на ином уровне. При поступлении в школу у ребёнка существуют оба мотива, но один из них доминирует.
Доминирование социальных мотивов:
3 формы общения в дошкольном детстве:
- ситуативно-деловая (до 4-х лет) ребёнок сотрудничает со взрослым в игровой деятельности, взрослый выступает для ребёнка участником совместных действий, на первый план для ребёнка выходят деловые качества взрослых;
- внеситуативно-познавательная – взрослый становится источником новых знаний для ребёнка;
- внеситуативно-личностная – ребёнка интересует мир людей, человеческие отношения (складывается к школе); ребёнку важно, чтобы его отношение совпадало с тем, как относится к этому взрослый человек – совпадение оценок со взрослым.
Когда доминируют социальные мотивы, то познавательные мотивы выражены слабо. В школе ребёнка интересуют не знания, а отношения, ребёнку важно исполнять роль ученика. Для ребёнка очень важно получить оценку учителя – оценивание. Похвала учителя может являться очень большим стимулом для выполнения заданий. Ребёнок старается до тех пор, пока ему эта роль нравится. Но похвала учителя перестаёт оказывать на него мотивирующее воздействие. И если у ребёнка не складываются учебные мотивы, то он перестаёт быть успешным.
Доминирование познавательной мотивации:
Дети хотят много знать, овладеть чем-либо. В школу приходят подготовленными, замотивированными на то, чтобы знать ещё больше. Если ребёнку неинтересно то, о чём говорят на уроке, то он перестаёт слушать. После прослушивания на уроке не хочет выполнять домашнее задание. Если слабо развиты социальные мотивы, то ребёнок перестаёт быть успешным. Дети относятся к учению как к источнику интеллектуального удовольствия. Такие дети часто не принимают задачи, поставленные учителем.
Полноценная учебная мотивация должна включать познавательные мотивы и широкие социальные мотивы.
Старший дошкольник умеет выполнять сложные указания взрослых, способен планировать свои действия, не прибегая к взрослой речи. Произвольное поведение сильно развивается в игровой деятельности, при совместных действиях. Если 6-7-летний ребёнок не регулирует своё поведение, то это объясняется либо отсутствием мотивации, либо задержкой психического развития.
Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности.
И только совпадение по срокам систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6 - 7 лет - моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению. Всё это будет способствовать тому, что учеба станет интересной, даст стойкие положительные результаты. Для успешной учебы ребенок должен не только понимать, чему и для чего он учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое.
В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка. В общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными или бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений. Это примеры расширения сферы интересов ребенка.
Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых - воспитатели, руководители кружков, врачи, продавцы, соседи, знакомые папы и мамы. Ребенок учится «как себя вести» в каждой ситуации. Происходит структурирование внутренней жизни ребенка, утрачивается детская непосредственность.
Появление у ребенка внутреннего мира сопряжено с появлением внутренних переживаний - радости, обиды, огорчения - и знания, что он их переживает: «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит».
«Я могу быть разным», - понимает ребенок и может сам создать себе какое-то состояние или цель: «Подкрадусь на цыпочках», «Рассержусь», «Напугаю», «Давайте веселиться», «Притворюсь». Во время кризиса семи лет собирается материал для построения собственного «Я»: ребенок уже может «захотеть и не заплакать», «не бояться», «попросить», «захотеть и понять, потом выучить», «не плакать и не кричать, а просто сказать».
Появляется новое звено между желанием что-то сделать и делом, а именно возможность оценить будущий поступок. Ребенок размышляет, прежде чем что-то сделать.
В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или «логика чувств». Иными словами, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний.
Итак, каковы предпосылки успешной адаптации к школе?
1.Умственная, интеллектуальная готовность.
К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.
2.Эмоционально-социальная (личностная) готовность.
Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.
Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя серьёзные последствия.
Возможные неблагоприятные последствия
Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз
Методы диагностики готовности к школе.
Внутренняя позиция школьника, для её исследования Гуткина предлагает 12 вопросов:
1) Ты хочешь идти в школу?
2) Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)?
3) Какие занятия тебе больше нравились в детском саду? Почему?
4) Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5) Ты сам(а) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6) Какие у тебя любимые книжки?
7) Почему ты хочешь идти в школу?
8) Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или ты бросаешь её?
9) Тебе нравятся школьные принадлежности?
10) Если тебе разрешат пользоваться дома школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?
11) Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?
12) В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?
10-12 вопросы более информативны. О сформированности внутренней позиции говорят ответы «учеником» на 11 и «урок» на 12 вопросы. Этих вопросов достаточно для определения сформированности внутренней позиции(+), несформированности(-), сомнительной(+ и -).
Показатель произвольности:
С одной стороны, произвольное поведение – это новообразование младшего школьного возраста. Но с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает учебной деятельности.
Для дошкольника особое значение имеет способность выполнять указания, сформулированные в речевой форме.
Развитие принятия речевой инструкции:
Младший дошкольник: Ребёнок не способен выполнять действия по словесной инструкции, его собственная речь только сопровождает действия, но не имеет регулирующего значения.
Средний дошкольник(5 лет ~): Речевые указания взрослых приобретают более устойчивое значение. Ребёнок в некоторой степени способен к собственной регуляции деятельности, но она очень несовершенна. Ребёнок направляет свои действия, проговаривает их вслух, но ему трудно наметить план действий.
Старший дошкольник: Умеет выполнять сложные указания взрослых. Способен планировать свои действия, не прибегая к взрослой речи.
Произвольное поведение сильно развивается в игровой деятельности, при совместных действиях.
Гуткина– доминирование познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребёнка. Методика: ребёнка приглашают в комнату, где расставлены игрушки, даётся 1-2 мин. Для рассмотрения. После предлагается послушать сказку (интересную для данного возраста, неизвестную для ребёнка). Чтение сказки прерывается на самом интересном месте, экспериментатор спрашивает ребёнка, что ему больше всего хочется: поиграть или дослушать сказку. Преобладание познавательного интереса – дослушать.
Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека:
Первоначально тест предложил Керн, а разработал Йирасек. Тест состоит из 3 заданий:
1) рисование мужской фигуры по памяти
2) срисовывание письменных групп
3) срисовывание точек
Результат каждого задания оценивается по 5-ти балльной шкале, где 1 – высший балл. Затем вычисляется суммарный итог по трём заданиям и если сумма баллов от 3 до 6 – уровень развития выше среднего, от 7 до 11 – средний, от 12 до 15 – ниже нормы (предлагается более глубокое исследование). Задания направлены на развитие моторики (тонкой) руки и координации зрения и движения руки. Тест предполагает получение результатов интеллектуального развития ребёнка (особенно 1 задание). Тест может применяться индивидуально, а может и в группе. Карандаш должен лежать посередине, на одинаковом расстоянии от обеих рук.
1) Инструкция к первому заданию: «Здесь нарисуй какого-нибудь мужчину так, как сможешь». Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена шеей, она не больше его, На голове есть волосы, или головной убор. Должны быть уши, на лице – глаза, рот, нос. Руки заканчиваются 5 пальцами, ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетическим способом (контурным, сразу как единое целое). Аналитический способ – по частям. Это оценивается на один балл, при несоответствии этим требованиям, количество баллов увеличивается (5 баллов – отсутствует чёткое изображение туловища или обеих пар конечностей, или каракули). Тест даёт информацию об общем интеллектуальном уровне.
2) Срисовывание слов. Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно также. Хорошенько посмотри, как это написано и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». 1 балл - хорошо и полностью скопировал написанный образец, буквы могут превышать образец не более чем в 2 раза, буквы чётко связаны в слова. 5 баллов – каракули.
3) «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь рядом нарисовать точно так же». Оценка по баллам аналогична предыдущим сериям.
Йирасек – тест на осведомлённость. Вопросы:
1) Какое животное больше: лошадь(0 баллов) или собака(-5 баллов)?
2) Утром мы завтракаем, а в полдень? Обедаем, кушаем – (0), спим, полдничаем – (-5).
3) Днём светло, а ночью?
4) Небо голубое, а трава?
5) Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? и т.д.
Всего в тесте 20 вопросов, они аналогичны предыдущим. 24 и выше – отличный результат, (-11) и выше – плохой результат.