Обучение просмотровому чтению
В зависимости от цели ПЧ и степени полноты извлечения информации выделяют четыре подвида чтения:
1. Конспективное - для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста, составляющих логико-фактологическую цепочку.
2.Реферативное - для выделения основных мыслей. При этом читающего интересует только самое основное в содержании материала, все подробности опускаются как несущественные для понимания главного.
3. Обзорное - для определения существа сообщаемого. Оно направлено на выделение главной мысли текста, причем задачи сводятся в основном к ее обнаружению на основе структурно-смысловой организации текста. Понимание главной мысли, выраженной имплицитно, в данном случае практически невозможно. Интерпретация прочитанного ограничивается вынесением самой общей оценки читаемому и определением соответствия текста интересам читающего.
4.Ориентировочное - для установления наличия в тексте информации, представляющей для читающего интерес или относящейся к определенной проблеме. Основная задача читающего- установить, относится ли данный материал к интересующей его теме.
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
1. Упражнения в работе с заглавием текста
1) прочтите заглавие и скажите, о чем ( о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
2) Придумайте заглавие, которые можно объединить три названных
факта.
2. Упражнения на овладение структурно- композиционными особенностями текстов различных функциональных стилей.
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
1.Упражнения на определение темы текста
1) В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о...
2) Распределите заглавия по указанным темам
2.Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста
При составлении упражнений данной группы методисты советуют помнить,
что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению развития мысли автора:
а) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании;
б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот
мысли , отрицание предыдущего утверждения.
1) Выпишите из текста слова- сигналы и установите, к какой части речи ( к какой из групп) они относятся
2) Придумайте окончание предложения после выявления слов-сигнала.
ПОСЛЕТЕКСТВОЙ ЭТАП
1. Упражнения на контроль понимания прочитанного ( просмотренного)
текста
1) Скажите ,какие вопросы рассматриваются в тексте
2) Скажите, какая проблема вытекает из содержания текста.
ОБУЧЕНИЕ ПОИСКОМУ ЧТЕНИЮ
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
1.Упражнения на ознакомление с композицией и полиграфическим оформлением издания
1) определите место резюме в начале ( конце) статьи с заглавием (без заглавия).
2. Упражнения на узнавание сигналов-опор, облегчающих поиск
1) найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней.
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
1. Упражнения на общее восприятие текста
1) Скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание .
2) Упражнения на определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего
1) Найдите в тексте факты, упомянутые в аннотации.
2) Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
1.Упражнения , контролирующие умение находить в тексте конкретную информацию
1) Зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к теме...
При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута; чтение следует прекратить либо перейти к другим его видам.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ВСЛУХ
В чтении выделяют содержательный план (о чем текст) и процессуальный план ( как его прочитать и озвучить). В содержательном плане результатом деятельности преподавателя яв-ся понимание прочитанного обучаемым; в процессуальном- сам процесс чтения, т.е. соотнесение букв и и буквосочетаний с соответсвии фонемами, становление целостных приемов узнавания граф. знаков, формирование внутреннего речевого слуха, сокращение внутр. проговаривания и установление непосредс.-й связи между " семантическим" и граф-м комплексами, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом. К чтению вслух прибегают при решении различных учебных задач, которые можно объединить в три группы (С.К. Фоломкина):
1) формирование и совершенствование речевых навыков;
2) развитие продуктивной УР обучаемых;
3) развитие некоторых характеристик чтения про себя, относящихся преимущественно к технической стороне последнего.
Комплекс упр-й для обучения технике чтения на ИЯ включает упр-я на усвоение звуко-буквенных соот-й, упра-я на формирование механизмов узнавания целых слов, упра-я на чтение отдельных предложений, упр-я на чтение предложений (диалогических текстов, сверхфразовых единств) и упр-я для обучения выразительному чтению текста.