Психосоциальный контекст общения
Психосоциальные параметры общения как комплексного процесса:
1) «общение человека с самим собой» (рефлексия как внутриличностный аспект);
2) общение «личность – личность» (любого рода межличностное общение двух людей);
3) общение людей в микрогруппах (диады, триады, проектные микрогруппы и т.п.), общение «личность – группа», общение «группа – личность», общение микрогрупп между собою «внутри» общей группы (внутригрупповое общение);
4) общение одной общей группы с другой группой, с другими группами (межгрупповое общение).
В этой связи необходимо рассмотреть понятие «отношение». «Отношение» или «отношения», – это термин, введённый и понятийно раскрытый ещё самим великим Аристотелем для обозначения какого-либо определённого способа человеческого бытия и познания. Генеральное качество «отношения» выражается в том, что в отношении находит проявление взаимосвязь предметов и явлений (событий) окружающего мира.
Учёные выделяют пространственные отношения, временные отношения (в контексте длительности по времени), причинно-следственные отношения, внешние отношения, внутренние отношения, логические отношения, существенные отношения. Ученые выделяют так же отношения целого и части, отношения единичного, т.е. особенного, и общего, т.е. всеобщего.
Особым содержательным образом выделяются социальные отношения: отношения в процессе игровой деятельности, учебной деятельности, производственной, дружеские отношения, семейные отношения и т.д. Наряду с вышесказанным, человек вступает в психосоциальные отношения с созданными им и другими людьми материальными и идеальными продуктами, с объективным природным миром и с социальным миром – с другими людьми.
Научная концепция социальных отношений человека получила развитие в работах Мясищева Владимира Николаевича («Психология отношений» и другие труды). Имеет место базовое утверждение В.Н. Мясищева о том, что психология отношений органически вырастает из реального взаимодействия людей, в частности, – из педагогической, медицинской, производственной, военной и иной общественной практики, и что фактически все отношения каждой личности по своей природе изначально социальны.
В связи с этим, нужно рассмотреть понятие «интериоризация». Интериоризация (от лат. interior – внутренний), – это формирование внутренних структур человеческой психики, происходящее благодаря усвоению систем внешней социальной деятельности (простой пример: ребёнок на начальных стадиях развития усваивает жизненные нормы и стиль поведения родителей, копируя их бессознательно и некритично. И, даже если родители регулярно совершают аморальные или преступные действия, ребёнок начинает вести себя так же, искренне думая, что поступает хорошо).
Имеется научное положение о том, что на первых возрастных этапах онтогенеза (во всех детских возрастах) практически полностью доминирует интериоризация, с помощью которой (как процесса) человек (ребёнок) усваивает знания, умения и навыки, познаёт окружающий мир. «Противоположность» интериоризации, – это экстериоризация (другой полюс описываемого сложного психического и социального явления).
Понятие «экстериоризация». Экстериоризация (от лат. exterior – внешний), – это некий психосоциальный и «психообъектный» «переход» от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, социальному плану деятельности, реализуемому в форме приёмов и действий с предметами и продуктами производственной деятельности (в том числе – интеллектуальной деятельности). Иначе говоря, получив от внешнего мира некоторую сумму знаний и установок, ребёнок перерабатывает их, приходит к своим выводам и убеждения (не всегда совпадающим с тем, что внушали окружающие), и уже их начинает реализовывать в своем поведении в отношении окружающего мира – материального и социального. Нередко в такие моменты родители удивляются: «Почему он так себя ведёт (скажем, дерется, грубит, все ломает)? Мы же его этому не учили. Мало того, говорили, что это плохо…»
Доминирует научное мнение о том, что, накопив определённую сумму знаний и переживаний, «пропустив через себя» путём интериоризации множество внешних смысловых воздействий, человек затем начинает психологически преломлять, трансформировать прожитое, осмысленное, – выдавая путём экстериоризации «на гора» («вовне») творческие, уникальные продукты своей внутренней психопознавательной деятельности (например, у отца, который всю жизнь заботился о других и поэтому «не построил палат белокаменных» два ребёнка могут прийти к диаметрально противоположным выводам и выбрать разные жизненные стратегии (создать продукты деятельности). Первый примет позицию родителя, его установки на жизнь и продолжит его дело. Скажем, занятия благотворительностью. А второй решит, что отец «неправильно жил», был «лохом». И в результате превратится в убеждённого жестокого циника, который начнет наживаться на других людях и «пойдет по головам», чтобы обогатиться и преуспеть).
Наряду с доминированием в детском возрасте интериоризации, на последующих возрастных этапах значение и «удельный вес» экстериоризации всё увеличиваются (и должны увеличиваться). Экстериоризация, как правило, начинает существенно преобладать в среднем, зрелом возрасте человека (т.н. возраст «акме»). Психические познавательные виды активности личности интериоризация/экстериоризация являются ведущими способами социально-психологического развития личности каждого человека на протяжении всей его жизни.
Наконец, в анализируемом контексте, нельзя не рассмотреть понятие «социализация». Социализация выступает как явление и как процесс. Социализация – это процесс интеграции («вхождения») личности в социум. Социализация понимается как развитие личности в многоплановом и полифоничном процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом.[1] Имеют место стихийная и целенаправленная социализация, т.е. социальное воспитание. Социализация является процессом самоизменения личности. Социализация, – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства субъектом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Есть различные способы социализации личности в обществе, а также разные формы десоциализации и ресоциализации личности. Механизмы (социальные и психические формы) социализации личности:
· интериоризация/экстериоризация (как «разнополюсный» феномен) по Льву Семёновичу Выготскому;
· внешняя/внутренняя стимуляция и мотивация по Сергею Леонидовичу Рубинштейну;
· идентификация/отчуждение (относительно разнообразных социальных групп) по Валерии Сергеевне Мухиной.
Также учёными выделяются такие психосоциальные механизмы развития личности человека как: адаптация/дезадаптация, реадаптация, конформизм/нонконформизм.
В раскрытом выше содержательном контексте коротко опишем понятие социального института (понятие института социализации). Социальными (общественными) институтами, в широком содержательном смысле, являются, например, система народного образования, система здравоохранения и социальной защиты населения, система вооружённых сил, система МВД, пенитенциарная система и другие макросоциальные системы (институты) базовых общественных (социальных) отношений. Таким образом, социальные институты выражены и проявлены в качестве макроструктур общества, образующих собою систему общественных отношений.
Во всех случаях, общение должно быть адекватным, поэтому здесь мы кратко проанализируем понятие «адекватность». Адекватностьпонимается как точность, правильность, верность, сообразность, соответствие мыслей, чувств и действий человека объективному содержательному контексту окружающей его социальной реальности. Адекватность любого поступка каждого взрослого человека должна быть оценена со следующих основополагающих позиций:
1) адекватно ли человек поступил с точки зрения объективных характеристик культурно-исторических условий того времени, в котором он живёт;
2) адекватно ли человек поступил с точки зрения объективных характеристик той ситуации, в которой он совершил то или иное действие;
3) адекватно ли человек поступил с точки зрения объективных характеристик тех субъектов взаимодействия, которые так или иначе участвовали в ситуации общения, и по отношению к которым он совершил или не совершил те или иные действия;
4) адекватно ли человек поступил с точки зрения объективных характеристик доминирующих обстоятельств его жизнедеятельности в ретроспективе (в прошлом);
5) адекватно ли человек поступил с точки зрения его личностной составляющей (личностных свойств) в текущее (настоящее) время.
Процедура и цели общения
Проанализируем непреложные основы процедуры общения и разнообразные цели общения. Существует «унификационная» (практически универсальная) процедура общения, согласно Алексею Алексеевичу Леонтьеву. Основополагающие этапы (базовые формы) целостной процедуры общения: 1) потребность человека в общении; 2) ориентировка человека в целях общения, ориентировка в ситуации общения; 3) ориентировка человека «в личности» его собеседника; 4) планирование человеком содержания общения «со своей стороны»; 5) восприятие и оценка человеком ответной реакции собеседника; 6) корректировка человеком процесса общения.
Есть звенья акта общения (фазы процедуры общения), по Леонтьеву Алексею Алексеевичу. 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, осуществить совместную деятельность с партнёром по общению, повлиять на собеседника и т.п.) – психосоциально побуждает человека вступить в контакт и взаимодействовать с другими людьми. 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения (происходит на макро, мезо, и микросоциальном уровне). 3. Ориентирование «в личностных особенностях» собеседника (понимание личностной специфики партнёра по общению в целевом коммуникативном контексте). 4. Планирование содержания общения «со своей стороны» (планирование своей смысловой интенции): человек представляет себе (обычно слабо сознательно), что именно и как именно он сейчас скажет. Почти бессознательно (иногда всё же сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.5. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника (контроль и коррекция эффективности общения на основе установления разного рода обратной связи).6. Корректировка направления, стиля, методов общения и пр.
Определим, что, если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения – оно оказывается неэффективным. Упомянем, что комплексное умение эффективно (социально и профессионально продуктивно, результативно) коммуницировать, – нередко называется «социальным интеллектом» (или эмоциональным интеллектом), «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
В изученном содержательном контексте выявим цели общения. Имеются ближайшие и долговременные цели общения вообще и речевого общения в частности. При этом, могут быть или могут отсутствовать интеллектуальные цели общения. Отдельно выделяются цели общения, связанные с установлением характера отношений.
Ближайшая цель речевого общения выступает как непосредственно выражаемая (подразумеваемая) говорящим цель коммуникативного контакта и как ситуативно обусловленная интенция (актуальное намерение). Основные разновидности ближайшей цели общения: интеллектуальные цели и цели, связанные с установлением характера отношений. Интеллектуальные цели общения представляют собою получение информации, в том числе оценочной информации; выяснение позиций; поддержку мнения; развитие темы; разъяснение; критику и пр. Исключительно важны цели, связанные с установлением и развитием характера отношений людей, – являющиеся, в сущности, как таковым процессом развития или прекращения коммуникации, что выражается в эмоциональной поддержке или в отвержении партнёра, в побуждении к действию или в отказе от действия и т.п.
За ближайшими целями общения часто стоит целевой подтекст, углубляющий и усложняющий общение. Приведём типичный пример, обрисовывающий это социально-психологическое явление, – человек, поддерживающий не очень для него интересный разговор, может преследовать долговременную цель установления хороших отношений со своим собеседником. Наряду с этим, в качестве примера осветим то, что высказанная кем-то просьба уточнить сказанное при обсуждении какого-либо вопроса группой людей, – может своей ближайшей целью иметь действительное получение информации (с последующей поддержкой или критикой высказанного мнения), а отдалённой целью – намерение заявить о себе, утвердить свой статус. Помимо этого, приведём пример, показывающий указанный подтекст в родительско-детских отношениях. Типовое обращение к ребёнку: «Помоги маме приготовить обед (сделать уборку и т.д. и пр.)», – может выступать побуждением к действию в данной конкретной ситуации, и, одновременно, – воспитательным воздействием, направленным на формирование готовности и умения взаимодействовать с другими людьми, способности уступать, соподчинять свои интересы с интересами других и т.д.
Заключим, что, хотя довольно часто люди более или менее тщательно скрывают или маскируют свои отдалённые цели, в принципе, выявление отдалённых (долговременных) целей общения возможно по общему характеру разговора (деловой или неделовой подход и т.д.), по непроизвольным вербальным или невербальным проявлениям говорящего, по его смысловой интенции (содержательной направленности) и т.п.