Системы лидерства Р. Лайкерта
Применения
12.1 Понятие «стиль руководства»
Стиль управления выражается через способы (приемы), с помощью которых руководитель побуждает коллектив к деятельности по достижению поставленных целей и контролирует ее.
Стили руководства отличаются степенью выраженности следующих характеристик:
· централизация руководства;
· стиль общения (приказы, просьбы);
· единоначалие;
· степень контроля;
· привлечение к управлению подчиненных;
· система вознаграждения и наказания;
· поведение в конфликтных ситуациях;
· распределение полномочий и ответственности;
· реакция на критику;
· участие в решении личных проблем подчиненных.
На формирование стиля руководства оказывают влияние следующие факторы:
1 Объективные факторы:
· уровень иерархий управления;
· сфера деятельности;
· закономерности управления в организации;
· социальные черты исполнителей;
· стиль работы вышестоящих руководителей.
2 Субъективные факторы определяются особенностями личности руководителя – профессиональной компетентностью, организаторскими, воспитательными и морально-психологическими характеристиками деятельности руководителя.
Основа формирования и реализации стиля руководства – отношения между руководителями и подчиненными, поэтому стилей управления множество.
Можно выделить три подхода к определению наиболее эффективного стиля руководства (поведения руководителя):
I Подход с позиций личных качеств, при котором сделана попытка определить зависимость между наличием определенных личных качеств у руководителя и эффективностью руководства. Но одно обладание этими качествами не гарантирует успеха на поприще руководства.
II Поведенческий подход, который дал классификацию стилей руководства как привычных манер поведения руководителя с подчиненными, и в рамках которого пытаются найти оптимальный стиль руководства.
III Ситуационный подход, который основан на определении ситуационных факторов стиля руководства, влияющих на эффективность.
Рассмотрим более подробно поведенческий и ситуационный подходы.
Поведенческий подход к стилю управления
12.2.1 Теория ‘‘X’’ и ‘‘Y’’ Мак Грегора
Суть теории состоит в определении двух типов руководства в зависимости от восприятия руководителем своих подчиненных и потребностей, к удовлетворению которых он прибегает при мотивации сотрудников.
В теории ‘‘X’’ автократичный руководитель апеллирует к низшим потребностям подчиненных, прибегая к принуждению и наказанию (если не наказывает, то это благосклонный автократ), жестокому контролю. Это основано на убеждении руководителя в том, что подчиненный не желает работать, сотрудничать, не стремится получить положительный результат больше минимально достаточного и т.д.
В теории ‘‘Y’’ демократичный руководитель апеллирует к высшим потребностям подчиненных, прибегая к убеждению, харизме, разумной вере, избегая навязывания своего мнения, широко делегируя полномочия, поскольку руководитель воспринимает подчиненных как сознательных целеустремленных, заинтересованных в общем успехе личностей, стремящихся к сотрудничеству, взаимопомощи и поддержке.
Классификация Р. Лайкерта
Р. Лайкерт сделал свои выводы на основании результатов исследования групп с высокой и низкой производительностью в организациях. Было выявлено два крайних стиля руководства подобно Мак Грегору:
а) руководитель, ориентированный на работу (задачу), который проектирует задачи, систему вознаграждения за их решение и реализацию программ, определяет количественные и временные характеристики реализации задачи, подбирает персонал. Основной целью руководителя является повышение производительности труда за счет конкретизации процессов производства и управления;
б) руководитель, ориентированный на человека, который стремится повысить производительность труда через улучшение межличностных человеческих отношений в коллективе, через формирование благоприятного микроклимата, поддержание здорового уровня конфликтности и т.д.
Системы лидерства Р. Лайкерта
Системы лидерства были получены в результате объединения теории лидерства с теорией Мак Грегора. Рассматриваются следующие четыре системы лидерства:
· эксплуататорско-авторитарная система, в которой руководитель является автократом;
· благосклонно-авторитарная система, в которой руководитель является благосклонным автократом. В этом случае мотивация основана не только на наказании, но и на вознаграждении. Кроме того, подчиненные имеют ограниченное право участия в принятии решений;
· консультативно-демократическая система, в которой руководитель не полностью доверяет подчиненным при принятии решений;
· система, основанная на участии, для которой характерно полное доверие между руководителем и подчиненными, групповое принятие решений (вовлечение сотрудников в процесс разработки и принятия решений).
Эксплуататорско-авторитарная система может функционировать при руководителе, ориентированном на задачу, а система, основанная на участие – при руководителе, ориентированном на человека.
Ориентация на человека особенно важна для руководителей низовых звеньев управления.