Системный подход к личности клиента

А. Пинкус и А. Минахан обосновали системный поход к проблеме. По их мнению, в практике социальной работы возникли системы помощи, которые включают решение проблем человека и развитие системы клиентуры. Система включает широкий спектр организации и общины. Традиционный подход – рассматривает цели социальной работы. К традиционным целям социальной работы относят: помощь людям по формированию самостоятельности в решении своих проблем, совершенствование социальной политики государства.

В практике социальной работы традиционный подход рассматривает человека как:

1) похожего на всех других людей;

2) любящего других людей;

3) похожего на многих из них;

4) не похожего ни на кого другого;

5) безразличного ко всем другим.

Необходимо рассмотреть систему клиентуры. А. Пинкус и А. Минахан под системой клиентуры предполагают людей, обращающихся за помощью. Эта система включает индивидов, группы, семьи, организации, общины, обращающиеся за услугами к проводнику перемен. Системным признаком является соглашение или контракт, установленный между проводником перемен и клиентами.

Проводник перемен – это социальный работник, который, работая с клиентом, добивается перемен в его сознании, психологии, поведении и отношении к окружающему миру.

Контракт – рабочее соглашение между социальным работником и клиентом относительно совместных усилий по обеспечению перемен.

Системный подход – динамический подход к проблемам клиента, в котором делается упор на процесс изменения.

А. Пинкус и А. Минахан рассматривают субъект как систему, идущую на контакт – «система клиентуры», или систему, оказывающую сопротивление – «система мишеней» (целей).

1. Система клиентуры – это субъекты, которые обратились к социальному работнику с просьбой о помощи и оформили контракт о сотрудничестве.

2. Система мишеней (или целей) – это субъекты, на которые направлено воздействие социального работника. Причем субъектом может быть и организация, и община, т.е. здесь нет контракта, а учитываются потребности референтных групп.

«Система мишеней (целей)» и «система клиентов» составляют диалектическое единство, поскольку обе включают силы сопротивления и силы побуждения.

Силы сопротивления – это нежелание принимать помощь, неверие в возможность перемен, неуверенность.

Силы побуждения – это желание получить помощь, вера в достижение перемен, альтруизм.

Системный подход, по мнению исследователей, позволяет эффективно внедрять ценности и знания социальной работы. Специфику подходов к клиенту они сводят к:

1) психосоциальной обусловленности проблем;

2) многофункциональности интервенций;

3) разнообразию оказываемой помощи.

Контрольные вопросы

1. Как изменялось понятие «клиент» в процессе развития социальной работы?

2. В чем особенности психологических подходов к личности клиента?

3. Раскройте особенность биопсихосоциального подхода к личности клиента.

4. В чем специфика системного подхода к личности клиента?

ГЛАВА 15. СЕКСИЗМ И ЭТНИЗМ

КАК ФАКТОРЫ ДИСКРИМИНАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Сексизм и антидискриминационная практика

Социальной работы

Общественные отношения определяют социальное бытие человека. При этом общественные отношения могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на поведение субъекта. Поведение может определяться традиционными культурными стереотипами или модернистскими ценностями общества, сюда могут относиться и псевдоценности.

Социализация и энкультурация (включение в культуру субъекта может порождать половую и этническую дискриминацию или «сексизм» и «этноцентризм»).

Сексизм (лат. – пол) – это различие по признаку пола, приводящее к дискриминации субъекта. Американский исследователь А. Мишель пишет: «Взятый в еще более широком смысле слова сексизм – это ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому. Стереотип же определяется как тенденция к стандартизации, как устранение индивидуальных качеств и различий, как жесткая и анонимная модель, на базе которой автоматически воспроизводятся представления и поведение».

Несмотря на то, что сексизм как система установок распространяется на мужчин и на женщин, дискриминации по признаку пола в общественной практике подвергаются женщины.

Понятие «сексизм» появилось на Западе в 60-е гг. XX века. В 70-е гг. прошлого века это понятие приобретает смысл – «предубеждение против женщин».

К социально-биологическим причинам сексизма можно отнести гормоны, дифференциацию мозговой активности, поведение, половое различие.

1. Половая идентичность (способность к самосознанию).

2. Поведение, определяемое полом.

3. Половые различия в познавательных, когнитивных процессах, обучаемости, специфических интеллектуальных способностях.

4. Сексуальные ориентации.

Однако социобиологические причины, играя определенную роль в основаниях сексизма, не являются главными в этом явлении. Более глубокими причинами, определяющими сексизм, является общество в его культурном развитии.

Наши рекомендации