Принципы и нормы деятельности социального работника
В личности социального работника сочетаются: гуманное отношение к человеку, предрасположенность к работе с людьми, глубокая мотивация к деятельности, психологическая подготовка.
В отечественной и зарубежной литературе предпринимается попытка вывести профессионально-этические качества социального работника.
Американские ученые Хоппс и Пиндерхьюс подчеркивают, что ряды социальных работников должны пополнять талантливые люди, способные критически мыслить, отвечать на просьбы о помощи.
Профессионально-личностные характеристики социального работника даны специалистами из Швеции, Великобритании, США, Германии, Финляндии, Израиля и др. стран – все они предлагают глубокое осознание профессии и современные требования к ней.
В 1994 г. на Международной конференции социальных работников нормы профессиональной компетентности и моральной ответственности были представлены в документе: «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В этом документе подчеркнуто, что этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника.
В 1995 г. принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В ст. 25 закона: «Кадровое обеспечение социальных служб» отмечено: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг».
Требования к профессионально-этическим качествам социального работника определяются:
1. Уровнем культуры современного общества и его отношением к социальной работе, этическими представлениями социального работника, национальным менталитетом и социальными традициями.
2. Международными требованиями к квалификации социального работника, реализованные в странах Европы.
3. Объективными потребностями становления и развития социальных служб.
4. Многовариантностью решения социальных проблем во имя человечества.
Этический кодекс социального работника включает:
– требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ;
– принципы и стандарты этического поведения специалиста;
– личностные качества, присущие социальному работнику как профессионалу.
Требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ:
– иметь фундаментальные знания в области гуманитарных и социально-экономических наук, быть способным анализировать общественные процессы и явления, активно использовать эти знания в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
– знать нравственно-этические и правовые нормы, регулирующие отношения людей в обществе, их отношение к окружающей среде, учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
– иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы;
– быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
– владеть умениями и навыками самосовершенствования;
– владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) излагать свои мысли;
– уметь организовать свой труд, владеть компьютерными технологиями сбора, хранения и обработки (редактирования) информации в сфере своей профессиональной деятельности;
– владеть знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческого факторов;
– понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.
Контрольные вопросы
1. В чем сущность основных подходов к воспитанию специалистов?
2. Раскройте профессиональную концепцию социального работника: подходы и принципы.
3. Рассмотрите содержание коммуникативной культуры специалиста.
4. Определите ролевой репертуар социального работника.
5. Охарактеризуйте личность специалиста социальной работы.
6. Раскройте профессионально-этические качества, принципы и нормы деятельности социального работника.