Отклики. Господи, что ни делается, все к лучшему

Господи, что ни делается, все к лучшему! Почему Вы решили, что ипотеку дочери должны тянуть именно Вы? Она уже большая девочка, не пора ли ей повзрослеть? По моим наблюдениям, чем раньше человек начинает думать обо всем самостоятельно, тем лучше для него.

Кто-то в шестнадцать лет полком командует, а кто-то — за ручку с мамой к доктору ходит... Что лучше, как Вы думаете?

Успокойтесь, бога ради. Вы не должны отвечать за все на свете, даже если муж — сердечник, а у дочери ипотека. А раз у дочери ипотека, значит, наверное, не одна она живет, а с мужчинкой. Так? Разберутся. А вдруг скоро внуки будут? Готовьте улыбки и сю-сю. Звание бабушки — это здорово, и оно не за горами.

Елена Обыкновенная, 36 лет

Дорогая Анна, я почти Ваша ровесница. Мне 56 лет. И мне хорошо знакомо чувство, в плену которого Вы сейчас находитесь. Разберем его по молекулам.

Во всех без исключения людях нашего поколения глубоко внутри засел «совок». Что это означает? А это означает выстроенную системой заданность человеческой жизни, при которой человек извне управляется как марионетка: в 8 лет он должен стать октябренком, в 10 — пионером, в 14 — комсомольцем. Не вступил в партию? Тогда тебе никакой карьеры. В 22 должен закончить вуз, три года должен отработать по распределению, в 55 лет обязан уйти на пенсию, куда тебя торжественно проводят, то есть «спишут» из активной жизни, для того чтобы «конвейер» не застаивался.

Мне потребовалась целая жизнь, чтобы сломать внутри себя и выкорчевать арматуру этой заданности, потому что она стирает до безликости человеческую индивидуальность, зомбирует психику, подчиняя ее целям и задачам кого угодно, только не самого человека — неповторимого и единственного в своем роде.

Кто сказал, что 55 лет — предел человеческого ресурса для активной деятельности? К 55 годам, если хотите знать, человеческий организм, а в особенности — женский, достигает апогея своего расцвета во всех смыслах: интеллектуальном, творческом, эмоциональном. У человека, вырастившего детей, полностью высвобождается энергия для созидательного труда, накоплен громадный опыт, позади и время, связанное с вынашиванием и вскармливанием младенцев, и недомогания, связанные с инволюционной перестройкой. Сколько сил, желаний, возможностей!

Мы, конечно, большая по размерам страна, но череда исторических катаклизмов изуродовала ее облик, вывернула набекрень мозги граждан, исковеркала систему ценностей, привнесла много наносного и навязанного. Что поделаешь — в борьбе за ресурсы все средства хороши.

Умный работодатель, который строит долговременное дело, никогда не откажется от опытного специалиста высокого класса и не посмотрит на его возраст. Для него убедителен не только послужной список, но и блеск в глазах, и тот кураж, с которым кандидат обсуждает с ним перспективы будущей работы. А вот от человека с неадекватным психическим и поведенческим рисунком и непредсказуемыми реакциями отстраниться может не только он, но и прохожие на улице начнут шарахаться.

Поэтому выводы из первого блока рассуждений:

1. Пауза в работе Вам действительно необходима. И это даже очень хорошо, что Вас на работе не видели в динамике Вашей депрессии. Это не прибавило бы Вам авторитета.

2. Свою жизнь в кошмар Вы превратили сами ДО того, как уволились с работы, потому что взвалили на плечи неподъемную ношу, решив, что «пионер в ответе за всё». Нет, не за всё. Вашей дочери после того, как Вы ее вырастили и поставили на ноги, Вы больше ничего не должны. Теперь должна она. Прежде чем брать кредит, человек должен просчитать все риски и взвесить, по силам ли его отдавать на тех условиях, на которых сейчас работают наши банки, удивляя всю мировую общественность.

3. Вас не берут на работу не из-за возраста. Поверьте человеку, который сам по роду деятельности участвует в собеседованиях с кандидатами. Работодателей и кадровиков отпугивают Ваше состояние и тот надлом, который в Вас сидит. В этом своем состоянии Вы не только не готовы к нормальной трудовой деятельности, но и наносите себе еще больший вред.

Поэтому цель номер один — не ипотека дочери, а восстановление собственного здоровья и психологического состояния. Самая лучшая помощь, которую Вы сейчас можете оказать своим близким, — перестать их напрягать и убрать из их души тревогу.

4. Чувство вины является проявлением болезни. На самом деле, ему нет места. Оно безосновательно.

Если сорвались до такой степени, что аж уволились с работы, значит, дошли до ручки. Это уже крик организма о помощи. У Вас сильнейшее нервное истощение, во многом вызванное бесконечным давлением взятых на себя непосильных обязательств. Как мне кажется, чувство вины должны в большей степени испытывать Ваши домочадцы, которые Вас впрягли в ярмо, в частности великовозрастная дочь.

Вам необходимы отдых не менее года, отвлеченность от проблем и системное лечение у невролога.

А дочка пусть сама решает свои проблемы. Большая уже. Справится. В другой раз будет лучше думать, прежде чем влезать в обязательства, к которым не готова.

Анна, после 50-летнего рубежа мне достались такие жизненные встряски, что можно снять триллер. Я знаю вкус депрессии, знаю, что такое жить на пособие по безработице в 4900 рублей без поддержки мужа. Знаю, каково это остаться совсем без помощи. Но я знаю также и то, что ресурсы человеческого организма неисчерпаемы. Просто ему иногда надо немножко помочь восстановиться. Вернувшись в нормальную психологическую форму, Вы сможете наверстать упущенное и сделать новый рывок. Поверьте.

Из-за тяжелой болезни обоих родителей мне пришлось уволиться и полтора года не работать как раз перед пенсией. К этому моменту я еще полностью не отошла от недавнего разрыва с мужем, с которым прожила 30 лет. Мне казалось, что моя жизнь кончена, я была на грани, сидела на таблетках. Но потом взяла себя в руки, мобилизовалась и распланировала свою жизнь в новых реалиях. Я лечила себя от отчаяния активной деятельностью, не давая себе возможности пребывать в состоянии бездеятельности. Поступила на учебу в институт по программе второго высшего. Просто чтобы иметь отдушину. Перестроила себя психологически, когда ухаживала за своими родителями, когда приходилось делать не очень приятные вещи. Но убеждала себя в том, что каждое из моих прикосновений исцеляет родителей. И так в это поверила, что стали происходить настоящие чудеса: пораженные черными гангренозными диабетическими язвами ступни отца начали активно рубцеваться, а багровый цвет воспаленной кожи обретал нормальный розовый цвет, едва я прикасалась ладонями к ногам, чтобы начать обработку. Человеческая психика — одна из самых больших загадок. А человеческий разум — космос.

Я так себя загрузила, что на депрессию совсем не оставалось времени. Итог: оба родителя выздоровели и стали сами себя обслуживать, я получила второй диплом, забыла дорогу в психоневрологичсекий диспансер, отдохнула от работы, оформила пенсию и вскоре получила приглашение на новую работу. На собеседование я пришла с хорошим настроением, красивой прической, свежим маникюром и на шпильках. Но главное — блеск в глазах и восстановленная энергетика. Кадровик и руководитель предприятия общались со мной часа полтора, и, как мне показалось, им этот процесс нравился. Сужу по тому, сколько раз руководитель, которому было не больше 43-45, поправлял свой галстук, приглаживал волосы и удовлетворенно кивал на мои реплики, весь подавшись вперед. Решение о приеме на работу мне было объявлено сразу же. Остальным кандидатам, ожидавшим в холле собеседования, сказали «спасибо». А в требовании к должности между тем стояло ограничение по возрасту «до 40 лет». В мой паспорт так никто и не заглянул.

А если бы я пришла устраиваться на работу в разобранном на запчасти состоянии, кому бы я была интересна? Да хоть на шпагат я сядь, никакого впечатления моя унылая, потерявшая стержень личность не произвела бы. Руководитель любого предприятия хочет видеть в сотрудниках опору и надежный тыл. Невротики в стадии обострения не вселяют в работодателя энтузиазма.

Так что, Анна, куда двигаться, знаем. Все, что с нами происходит, происходит по необходимости и к лучшему. Отдохните годик, придите в себя, можно найти какую-нибудь необременительную подработку, чтобы дома не закиснуть, оформившись по договору без записи в трудовой и не портя послужного списка. А за год много воды утечет, инцидент забудется, и вполне возможно, что Вы сможете вернуться на прежнюю работу. Почему нет?

У меня был такой случай в жизни, когда я тоже психанула. Меня ждало заслуженное повышение, документы уже были отправлены на утверждение в главк, на работе никто не сомневался в том, что новая должность мною заслужена по праву, что мое назначение — вопрос ближайшего времени. Все уже поздравляли меня. Но тут началась ликвидация райкомов партии (дело было в самом конце 1980-х), и весь этот аппарат надо было куда-то пристраивать. Директору позвонили сверху и приказали пристроить на вакансию инструктора райкома. Он этому давлению противостоять не смог. И меня «задвинули».

Коллектив наблюдал со стороны, будет коррида или нет. Но я спокойно встретила нового руководителя, добросовестно посвятила его во все тонкости работы, передала дела, которые вела как и.о. А потом положила ему на стол заявление об увольнении. «Почему?» — обескураженно спросил человек, решивший, что лучшего помощника, чем я, ему и не сыскать. Я, глядя прямо в глаза этому человеку, ответила: «Потому что Вы заняли место, которое по праву мое. Я поднялась с самой нижней ступени, прошла трудный путь и знаю эту работу так, как Вы никогда не сможете ее выполнять. А если считаете, что сможете — доказывайте, прежде всего — самому себе. Но без меня. Я же без Вас справлялась, не так ли? Вот и Вы без меня справляйтесь».

Повернулась и ушла. А потом дома рыдала целую неделю. Ведь действительно я прошла очень трудный путь с самого нижнего уровня длиною в 7 лет.

Для того чтобы завалить всю налаженную работу подразделения, которую я крепко держала в руках, райкомовскому инструктору хватило четырех месяцев. Пришла проверка из главка, составили такой акт, что директор предприятия схватился за голову. Телефона у меня тогда не было, и за мной прислали директорскую «Волгу». В один день я была восстановлена на работе, оформлена на повышение, а райкомовского инструктора уволили «по собственному». Я успешно проработала на этом предприятии до самой его ликвидации. А что стало с тем инструктором — неизвестно. Где-нибудь прилип.

Вот и такое в жизни бывает.

Не вешайте нос, Анна. Жизнь только начинается не в 40 лет. Она только начинается всякий раз, когда мы начинаем что-то новое, то, чего никогда до этого не делали. И нет такого ограничителя, который мог бы воспрепятствовать человеку в его начинании. Только момент перехода за черту. А до этого — все в нашем распоряжении. Это мы сами загоняем себя в прокрустово ложе, делая свою жизнь ограниченной обывательскими условностями. Ломайте стереотипы и живите полной жизнью, так, как Вам нравится. Такой человек невольно становится источником мощной подпитки для ближнего окружения, которое, заряжаясь от него настроением и задором, начинает легче справляться со своими проблемами.

Я это не раз проверяла во взаимоотношениях с сыном. Когда я строю планы на будущее, даже самые на первый взгляд нелепые, а потом начинаю их реализовывать, то у сына на лице вначале застывает недоумение, затем — любопытство, а потом — восторг, когда получаются первые результаты. Я вижу, как поднимается у него настроение и его собственные проблемы кажутся ему уже не такими противными. Подтекст такой: «Ну, уж если мама в 56 лет так зажигает, то мне-то кукситься просто стыдоба».

Анна, переключите волну. Придайте своей полезности иной смысл и содержание. Из рабочей лошади станьте вдохновительницей, и тогда другие домочадцы встряхнуться, воспрянут и сами со всем справятся.

Я желаю Вам успехов во всех Ваших начинаниях. У Вас все будет хорошо.

Smilla, 56 лет

Аня! Своей смертью мужу и дочери можно устроить ад на земле. Но Вы же любите их? Вы же хотите им рая? Значит, совершенно однозначно, НАДО ЖИТЬ РАДИ ЛЮБВИ К МУЖУ И ДОЧЕРИ!

А мы с Вами, Анна, уже заслужили право на заслуженный отдых! Понимаете, даже наше государство признает за нами право быть свободными от работы! Не рабами, а свободными! Это же такое счастье — утром поспать до полного высыпания, прибрать в квартире, не торопясь, заштопать все дырки, наконец, начистить ложки! Это счастье — днем гулять! Может быть, начать с прогулки? Вернетесь с румянцем от мороза. Знаете, как муж обрадуется? Вечером пирогов напечете — отвезете дочке! Красота!

Если самой тяжеловато, подключайте врачей. Только уж будьте настойчивы, подбирайте препараты, пока не найдете свой. Их сейчас много! Попросите мужа и дочь помочь вам найти хорошего доктора.

И конечно, просите Бога о выздоровлении. Уж Он-то может все!

Помощи Божией, Аня! Прорвемся!

Елена, 55 лет

Вы не обязаны платить дочерину ипотеку, поэтому не гнобите и не обвиняйте себя за это. Вскоре дочери потребуетесь вы в качестве бабушки, вот здесь нельзя отказываться. Кроме того, внуки — это тоже своего рода психотерапевты. Постарайтесь быть просто здоровой. Не прогадаете.

Анна, 50 лет

«НИ В ЧЕМ НЕТ СМЫСЛА»

Вообще ничего не хочется, ни к чему не стремишься, ничего не нужно. Вообще не понимаю, для чего нужно что-то делать, ведь все равно умрешь, какая разница. Ну и что, что добился всего, чего хотел. И смысл? Что с этого взять? Всегда найдутся люди, которые лучше тебя, — это просто тупая трата времени. Когда у тебя ничего нет — ты несчастный, когда у тебя все есть — тоже несчастный, потому что тебе ничто не приносит радость. Какой смысл всю жизнь пахать ради своих детей? Какая от этого радость? Ради 10 лет в старости, когда вокруг тебя рассядутся внуки, которые будут приезжать к тебе раз в неделю, а то и реже, чтобы попросить у тебя денег, или ради детей, которые вырастут и уйдут? Что тогда радость, счастье? Особенно когда тебе талдычат: «Любовь любовью, а кушать хочется всегда», так что теперь и с нелюбимым жить только ради того, чтобы было что поесть, — отличная перспектива.

Я жду, что случится хоть какая-то перемена, но пока все остается именно так. Мне кажется, что энтузиазм не вернется. Я понимаю, что есть куча полезных занятий, можно учить языки или заняться спортом, и иногда некий интерес начинает ворочаться где-то глубоко, но, скачав самоучитель и пройдя пару уроков по нему, я останавливаюсь и не хочу продолжать. Я даю себе обещание, что выполню некий план. Например, буду заниматься зарядкой по утрам, но через пару дней его не сдерживаю. Я уже совсем себе не доверяю, стараюсь уже ничего не обещать, и параллельно пропадает желание что-то для себя придумывать, ведь все равно из этого ничего не выйдет.

Я разочаровалась в себе. У меня никого нет, меня никто не понимает, а я всего лишь ленивая тупица, которую можно со всеми сравнить и получить один и тот же вывод. А зачем врать самой себе? Все равно все скатится в халтуру и лицемерие перед собой. Становится стыдно, и начинаешь ненавидеть себя. Иногда я говорю себе: «Давай, ты можешь, ты же умная», а ведь все равно знаю, что из этого ничего не получится.

Luna, 19 лет

Наши рекомендации