Высшие эмоции (чувства) человека
Высшими эмоциями называются эмоциональные состояния человека, вызываемые социально значимыми и культурно обусловленными факторами. Они именуются чувствами или высшими чувствами человека. По содержанию выделяют этические, эстетические, интеллектуальные, праксические и религиозные высшие чувства.
Уровень психического развития человека зависит от развития этих чувств. Высшие чувства являются продуктом общественно-исторического культурного становления человечества. В психологии отсутствует исчерпывающая классификация чувств в связи с их разнообразием и изменчивостью. Однако помимо содержания, чувства подразделяются на конкретные (любовь к ребенку), обобщенные (любовь к детям) и абстрактные (любовь к человечеству, чувство трагичности и т.д.).
Этические чувства – это сложные переживания, относящиеся к оцениванию поступков и действий других людей и себя с позиции норм, которые приняты в данной общественной культуре как абсолютные. Иными словами, высшие этические чувства – это чувства, которые возникают, когда человек оценивает что-то и относится к этому как к добру или злу. К высшим этическим чувствам относятся чувства: любви, долга, преданности, сострадания, стыда, прощения, негодования и др.
Интеллектуальные чувства – это сложные психические состояния, порождаемые психикой в познавательной деятельности.
К интеллектуальным чувствам относятся: удивление, сомнение, радость открытия, уверенность, любовь к истине, недоумение, переживание таинственности мира (мистическое чувство), чувство иронии и др.
Эстетические чувства – это сложные эмоциональные состояния, отражающие, прежде всего, отношение человека к явлениям мира с позиции: прекрасное – безобразное.
Эстетические чувства отражают способность человеческой психики откликаться на гармонию и дисгармонию мира, стремление людей к прекрасному и отторжение безобразного и уродливого. Среди эстетических чувств выделяются: чувства эстетического удовольствия (наслаждение от восприятия красок, движений, звуков, форм); чувства прекрасного и совершенного (когда человек глубоко переживает явление как такое, которое соответствует его идеалу); чувства возвышенного и величественного (выражающие преклонение человека перед мощью природы и человечества).
Чувства трагического, комического (юмор), возвышенного и прекрасного – важнейшие регуляторы общественного развития человека.
Праксические чувства – это чувства, порождаемые и сопровождающие как преобразовательную (творческую, созидательную), так и рутинную деятельность человека. Они возникают в деятельности, проявляясь в форме увлеченности, удовлетворенности работой, или же в виде скуки, пресыщенности деятельностью. Особенно ярко праксические чувства проявляются тогда, когда деятельность соответствует целям и ценностям человека, его способностям и общественным идеалам.
«Чувство шага» у футболистов, «чувство воды» у пловцов, – яркие примеры праксических чувств. Пресыщение, утомление – также праксические чувства, только отрицательные, обусловленные чрезмерной нагрузкой и выполняющие сигнальную функцию, направленную на самосохранение человека.
Воспитание всех высших чувств – важная основа полноценного развития человека.
Особое место в истории человеческой культуры занимали и занимают религиозные чувства.
Религиозные чувства – это высшие чувства человека, охватывающие сложный спектр эмоциональных состояний, относящихся к религиозному культу. Религиозные чувства, по-видимому, явились культурной основой для этических и эстетических чувств, поскольку объединяли в себе общественные основания идеальных ценностей и оценок. Однако в настоящее время они во многом утрачивают свою значимость, поскольку человеческое познание привело к дифференциации высших чувств на интеллектуальные, этические и эстетические, каждое из которых отделило свою толику переживаний от первоначальной основы. Вместе с тем, до сих пор религиозные чувства весьма распространены, особенно в некоторых странах. Эти чувства включают в себя: чувство веры в сверхъестественное (Бога, провидение, загробную жизнь, чудо и т.п.), т.е. безосновательные, но субъективно чрезвычайно значимые ожидания в отношении получения чаемых благ для себя или для близких (спасения, выздоровления, успеха в делах и т.п.); чувство преклонения перед непостижимостью тайн и сакрального; чувство собственной греховности (т.е. недостойности перед абсолютным величием сакрального) и др.
Современные религии пытаются продлить прежде всего этическую основу собственного существования, в то время как научная психология получает все больше доказательств того, что религия и чувства, ее сопровождающие, есть лишь форма психической активности, выработанная людьми для управления собственными психическими состояниями на донаучном этапе развития человеческой культуры и цивилизации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте анализ универсальной схемы функционирования психики. Объясните термины «психическое состояние» и «состояние сознания».
2. Дайте определение понятию «эмоциональное состояние». Приведите примеры эмоций.
3. Проанализируйте причины возникновения эмоций. Назовите три уровня проявления эмоциональных состояний.
4. Перечислите основные особенности эмоциональных состояний человека.
5. Дайте описание простейших эмоций.
6. Охарактеризуйте виды эмоциональных состояний.
7. Опишите высшие эмоции человека (чувства).
8. Опишите физиологические основы эмоций.
9. Дайте психологический анализ стресса как вида эмоциональных состояний.
10. Проанализируйте причины возникновения страсти и сравните такие виды эмоциональных состояний как страсть и аффект.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977.
2. Вартанян Г.А., Петров Э.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.
3. Додонов Б.И. В мире эмоций. – К.: Политиздат Украины, 1987.
4. Изард К.Э. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
5. Якобсон П.М. Психология чувств. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 1. Часть 2. – М.: Мир, 1992.
7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.
8. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.