Неудовлетворенность трудом
10. Теории Мотивации,
Содержательные теории мотивации(исследование содержания, что побуждает сотрудников к работе?)-
Теория потребностей Маслоу
-Физиологические потребности. Люди, которые работают в основном на удовлетворение потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы. Для управления такими людьми необходимо минимум заработной платы обеспечивал им выживание, а условия работы не слишком отягощали существование.
-Потребность в безопасности. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, медицинское страхование.
-Потребность принадлежать к социальной группе. Хороших результатов можно достичь при бригадной форме организации труда, используя групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, как их ценят коллеги по работе.
-Потребности признания и уважения. При управлении такими людьми надо использовать различные формы морального поощрения, выражения признания их заслуг. Для этого могут быть использованы: присвоение титулов и званий, публикации в прессе и упоминание руководством в публичных выступлениях об их заслугах, вручение почетных наград.
Потребности самовыражения. При управлении такими людьми надо максимально реализовывать их способности, стремиться давать им оригинальные задания, предоставлять большую свободу в выборе средств и привлекать к работе.
Теория существования, связи и роста Альдерфера
Потребности существования :потребность в безопасности и физиологические потребности(из Маслоу).
Потребность связи по Альдерферу включает социальную природу человека.
Потребности ростааналогичны потребностям самовыражения у Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением человека к развитию уверенности, к самосовершенствованию.
Теория потребностей Мак-Клелланда
Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти - это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов. При потребности власти в чистом виде у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму, основной является потребность к проявлению своего влияния.
Чтобы мотивировать людей с потребностью успеха, следует ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать их инициативу, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая даст им обширные возможности социального общения. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей в отдельные группы
Двухфакторная теория Герцберга
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывают удовлетворения работой и не может мотивироватьчеловека на, что-либо. К этим факторам можно отнести заработок, условия работы, политику администрации, степень контроля, отношения с коллегами и руководителем, подчиненными.
Процесуальные теории мотивации (последовательность шагов, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания)
Теория ожиданий связана с работами В. Врума
Ожидания - это оценка данной личностью вероятности определенного события. При анализе мотивации теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей:
-затраты труда - результаты;
-результаты - вознаграждение;
-вознаграждение - удовлетворенность вознаграждением.
Если люди не чувствуют прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то мотивация будет ослабевать. (так же остальные )
Модель Портера-Лоулера
Эта теория включает элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных:
-затраченные усилия,
-восприятие,
- полученные результаты,
-вознаграждение,
-степень удовлетворения.
Результаты работы сотрудника зависят от трех факторов:
1) затраченных усилий;
2) способностей человека;
3) осознания им своей роли в процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит:
1) от ценности вознаграждения;
2) от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.
Достижение требуемого уровня результативности может повлечь:
1) внутренние вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения;
2) внешние вознаграждения, такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.
Лекции
Исследования Павлова, касающиеся "парных работ" (разные темпераменты)
Павлов проводил исследования в области темперамента в результате выявил следующие группы людей работающих в паре:
• Гр. людей у которых успешное взаимодействие:
Санг-флегм
Санг-санг
Флегм-флегм
Меланх-меланх
• Гр. людей у которых наблюдалось успешное взаимодействие, но иногда возникали конфликты:
Меланх-холер
Меланх-флегм
• Гр. людей которые плохо взаимодействовали между собой
Холерик-холерик
Холерик-флегм
Холерик-санг
Санг-меланх
Психология труда в России
Психология труда – это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью.
В дореволюционной России не существовало психологии труда как обособленной научной дисциплины, но с конца XIX в. в условиях развития капиталистического производства сложились объективные предпосылки для использования наук о труде, людях как субъектах труда и о производстве в целом.
В России особо занимались данной наукой: Сеченов , Бехтерев ,Чулпанов, Ничаев
Сеченов - была обоснована важная приспособительная роль психики, чувственных образов в построении и осуществлении любых движений, экспериментально подтверждена гипотеза ведущей роли центральной нервной системы в явлениях утомления, выдвинут принцип «активного отдыха», проделан анализ рабочих движений человека с точки зрения их оптимальности по биомеханическим критериям.
Бехтерев - исследовал влияние музыки, цвета на умственную работоспособность людей.
После 1918 занимался :
• поднятием промышленности
• коллективным управлением
• подготовкой кадров(внедрение психотехники)
Поведение (что-то,связанное с мотивацией)
Схемка!!)) :
Ценности - Жизненный смысл - Мотив - преломление через личностные качества =поведение
Стимулирование учебной мотивации (мало?)
1. Высокая плата за обучение
2. Номер по успеваемости
3. Трудоуствойство
4. Условия обучения (система пансиона)