Новые тенденции в изучении отрочества (Л. С. Выготский, Д. Б.
Эльконин, Л. И. Божович)
Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и
американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном
биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон
для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые
намечаются в культурноисторической концепции Л. С. Выготского и его школы.
Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном
возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития
подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой
ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не
бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе,
направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями
и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет
место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания
новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые
интересы. Он писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком
романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и
практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью
непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой
подростком".
Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких
интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это "эгоцентрическая
доминанта" (интерес подростка к собственной личности); "доминанта дали"
(установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо
более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); "доминанта
усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям,
которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против
воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);
"доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к
приключениям, к героизму).
Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие
мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение
подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме
интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С.
Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных
изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и
понимание себя -- вот что приносит с собой мышление в понятиях,"-- писал он.
Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом
.возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления
воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л. С.
Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая
скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной
формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои
фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается Е своих проступках,
чем обнаруживает свои фантазии".
Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это
развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у
подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой
личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится
возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей.
Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.
С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый
период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей
деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит
"поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу
младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще
не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может
быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности
развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:
Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм,
упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для
ребенка происходит теперь вне школы.