Модуль 1. Основы организационного поведения. Практическое занятие № 1
Практическое занятие № 1
«Личность и ее развитие в организации»
Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме
Задачи практического занятия:Обсудить психологические теории типологизации личности, выявить их достоинства и недостатки, понять, как влияет тип личности на поведение человека в конкретной ситуации, определить возможности практического использования этих теорий в практике управления организационным поведением.
Методические указания
1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.
2) Занятие проводится в виде «круглого стола» представителей различных теорий типологизации личности:
· Теории У.Шелдона, Э.Кречмера
· Теории З. Фрейда, К.Юнга, А, Адлера, Э.Фромма
· Теории Г. Олпорта, Р. Кеттелла
· Теория Дж. Келли
· Теория Г.Айзенка
· Типология Дж. Голланда
· Концепции личности отечественных психологов (Психофизиологическая типология И.Павлова, концепция А.Ф. Лазурского, В.С.Мерлина, К.К.Платонова или других российских ученых (на выбор студентов)
3) В ходе занятия студенты должны сделать выводы о практическом использовании изучаемых теорий в практике управления поведением людей
Для закрепления материала в ходе занятия студенты выполняют практические упражнения, основанные на знаниях изучаемых теорий.
Литература:[5], [8], [11], [13], [14], [17], [19]
Практическое занятие № 2
«Групповое поведение в организации»
Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме
Задачи практического занятия:Проанализировать достоинства и недостатки существования неформальных групп в организации, разработать способы воздействия с целью повышения продуктивности их работы
Методические указания
1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия по следующему плану:
5. Формальные и неформальные группы, их возникновение и роль в процессе функционирования организации
6. Характеристика неформальной группы, причины неформального объединения людей
7. Управление неформальными группами в организации
8. Методы разрушения группового единомыслия.
2) На протяжении практического занятия проводится сюжетно - ролевая игра, студенты работают в микрогруппах с использованием методики распределения ролей (критик, защитник, судья) с последующей дискуссией на тему: «Нужны ли неформальные группы в организации?»
3) В завершении занятия студенты определяют способы управления неформальными группами
Литература:[1] - [6], [7], [10], [11], [13], [16]
Практическое занятие № 3
«Влияние организационных факторов на индивидуальное и групповое поведение»
Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме
Задачи практического занятия: Познакомиться с авторскими методиками изучения организационной культуры на современных предприятиях, потренироваться в их проведении
Методические указания
3) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.
4) Вопросы для обсуждения на занятии:
1. Определение организационной культуры.
2. Компоненты организационной культуры и их связь с организационным поведением.
3.Поведенческие компоненты в формировании организационной культуры.
3) В течение занятия студенты знакомятся с методиками диагностики организационной культуры на предприятии:
ü «Уровень организационной культуры» (автор Ладанов И.Д.)
ü Рамочная конструкция конкурирующих ценностей (OCAI) (авторы К.Камерон и Р. Куинн)
ü Анкета Р. Харрисона
Литература:[1] - [6], [8], [9], [12] - [14], [17]
Модуль 2: Управление организационным поведением
Практическое занятие № 4
«Мотивация и результативность организации»
Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме
Задачи практического занятия: Познакомиться с методиками изучения мотивации персонала, основанных на существующих теориях мотивации
Методические указания
3) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.
4) Первый этап практического занятия – блиц-опрос по плану:
4. Преимущества и недостатки содержательных теорий мотивации.
5. Преимущества и недостатки процессуальных теорий мотивации.
6. Какие теории мотивации применимы в современных условиях управления организационным поведением?
3) Следующий этап работы - знакомство с методиками изучения мотивации: «Иерархия потребностей» (по теории А. Маслоу), «Оценка мотивации организационного поведения» (на основе теории Герцберга), «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» (на основе теории Д.Макклелланда), «Диагностика групповой мотивации» (автор И.Д.Ладанов)
4) На заключительном этапе на основе результатов изученных методик студенты разрабатывают индивидуальные мотивационные программы друг для друга
Литература: [1]- [3], [5], [7], [8], [11], [13], [16]
Практическое занятие № 5
«Лидерство и власть в организационном поведении»
Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме
Задачи практического занятия: Оценить собственные компетенции организационного лидерства
Методические указания
1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.
2) На первом этапе занятия проводится «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом» (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева), тест «Самооценка лидерства», позволяющие определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.
3) На следующем этапе выполняется практикующее упражнение «Проектирование индивидуального стиля лидерства». Данное упражнение поможет студентам выявить ориентацию будущего руководителя на задания (результаты работы) и персонал (климат в коллективе, удовлетворенность трудом, мотивацию трудового поведения персонала и т. д.).
3) На основе результатов по выявлению собственного стиля лидерства каждый студент разработать личную программу по развитию способностей к успешному руководству.
Литература: [2], [3], [6], [8], [9], [10], [14], [17], [18]
Практическое занятие № 6
«Управление поведением в организации»
Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме
Задачи практического занятия:Обсудить методы управления поведением других людей, формировать навыки их практического применения
Методические указания
1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.
2) На занятии студенты участвуют в упражнении – дискуссии «Подкрепление поведения»
3) Практическое задание «Сравнение различных методов влияния на поведение подчиненных». Цель: Провести сравнительный анализ и объяснить, почему невозможно применение одного и того же метода в различных ситуациях и в различных сферах полномочий и компетентности работников. Результаты занести в таблицу:
метод | объект влияния | плюсы | минусы |
4) В заключение занятия проводится практическое упражнение «Разработка способов воздействия на человека» (на основе психологических портретов личностей)
Литература: [2] - [4], [9], [13] - [17]
Практическое занятие № 7
«Организационное поведение и национальная культура»
Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме
Задачи практического занятия:Подробнее изучить факторы международной среды, влияющие на организационное поведение и организационную культуру компаний, занимающихся международным бизнесом
Методические указания
1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.
2) Вопросы для обсуждения на занятии:
4. Понятие «национальный стиль», «национальная культура»
5. Европейский, восточный и американский стили делового взаимодействия
6. Характерные особенности организационного поведения в в Норвегии и Финляндии
4) На первом этапе занятия студенты выполняют практическое упражнение «Факторы международной среды»
5) Далее студенты выполняютупражнение-тест «Межкультурные различия»
6) На последнем этапе занятия проводится учебная дискуссия на тему: «С национальной культурой каких стран Россия имеет наибольшее сходство?»
Литература:[4], [5], [6], [9], [12], [13],[18]