Специфические органические синдромы
В DSM-IV приводится 10 осн. О. с.: делирий, деменция, амнестический синдром, органический галлюциноз, органический бредовой синдром, органический аффективный синдром, синдром органического расстройства личности, синдром интоксикации, абстинентный синдром и атипичный или смешанный органический церебральный синдром. Специфические симптомы, складывающиеся в каждый из синдромов, варьируют от одного индивидуума к другому и даже у одного и того же больного в зависимости от времени. Кроме того, у одного и того же больного может наблюдаться неск. синдромов одновременно. Диагноз ставится на основе симптомов, доминирующих в клинической картине на момент обследования психич. статуса, и предполагает оценку общей ориентировки больного, памяти, функций интеллекта, эмоциональной устойчивости, внутренней реальности и соц. поведения.
См. также Болезнь Альцгеймера, Повреждения головного мозга, Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС, Компьютерная томография, Хорея Гентингтона, Минимальная мозговая дисфункция, Рассеянный склероз
Г. Челун
Оргонотерапия (orgone therapy)
О., разработанная Вильгельмом Райхом, осн. на концепции зависимости здоровья от функционирования биолог. энергии тела (оргона, как назвал ее Райх, от слов «организм» и «оргазм»). В здоровом организме она течет свободно и полно. При блокировании потока этой энергии могут возникать проявления психич., а иногда и физ. патологии. Райх разраб. методику О. для достижения эмоционального здоровья путем устранения препятствий свободному току этой энергии в организме.
В начале своей карьеры психоаналитика Райх обнаружил, что больные, успешно прошедшие анализ, развивают способность к удовлетворительному сексуальному функционированию. Он показал необходимость описания неизвестного до того специфического типа способности к сексуальному удовлетворению, к-рый назвал оргастической потенцией. Оргазм, с его т. зр., есть нечто большее, чем локальный феномен, он включает непроизвольные судороги всего тела. Происходит также полное прекращение психич. активности, отсутствуют сознательные фантазии, в наивысший момент оргазма сознание затуманивается.
Райх тж показал, что сам по себе характер, а не только проявления симптомов, может быть невротическим. Он изобрел термин «броня характера» (character armor)для обозначения свойств характера, выполняющих функцию сопротивления в анализе. При глубоком высвобождении эмоций происходят изменения — в телесных установках, мимической экспрессии, тонусе. Вытесненные чувства оказываются скованными в теле точно так же, как в области бессознательного. Это ведет к новому дополнению в терапии — атаке невроза с соматической стороны. Соматическая броня с сопровождающими ее психич. элементами связывает энергию, мешая ее свободному току по организму. Броня устраняется при вызывании и разрядке вытесненных эмоций упорядоченным и последовательным образом. Может быть использован какой-то один метод или комбинация физ. подхода с анализом характера. Предшественником этой терапии яв-ся психоан., в особенности его теорет. положения о психосексуальном развитии и динамике либидо.
Индивидуальное формирование характера, т. о., зависит от степени и констелляции фиксаций (читай — «заковывания в броню»), связанных с какой-то определенной эрогенной зоной, в к-рой либидо (читай — «энергия») оказывается связанным. Результирующие симптомы или черты формируют личность и — что наиболее важно — препятствуют полной генитальный разрядке и, следовательно, эмоциональному благополучию. Полное устранение брони характера позволяет увидеть уникальный физиолог. феномен, являющийся объективным критерием успеха лечения. Наблюдается спонтанное отклонение таза вперед в конце полного выдоха вместе с движением плеч вперед. Райх назвал этот феномен оргастическим рефлексом. Он означает появление у пациента «оргастической потенции».
См. также Новаторские психотерапии, Секс-терапия
А. Нельсон
Основные сведения (background characteristics)
К О. с. относят широкий спектр описательных переменных, иногда наз. демографическими переменными. Демографические переменные включают пол, возраст, расу, этническое происхождение, район и тип проживания, наличие и состав семьи, сферу деятельности, доход, образование и др.
В сравнительных исслед. об-в и культур внимание фокусировалось на расовых/биолог. характеристиках и на политических, экономических, религиозных, семейных/родственных и др. институтах. Нек-рые культурные различия могут быть связаны, прямо или косвенно, с биолог. факторами, предположительно из-за ограничения генофондов вследствие географической изоляции, рестриктивных брачных правил, определения отдельных физиол. или физ. свойств как желательных (или нежелательных), и т. д. Однако в целом передача культурных паттернов рассматривается как результат соц. научения.
Социологи и психологи фокусируют свое внимание на разнообразных наборах О. с. Можно определить, напр., обладают ли группы сходными или различными осн. характеристиками, и попытаться связать эти демографические переменные с психол. факторами или последствиями.
Эти осн. биографические или демографические характеристики часто наз. «приписываемыми» или «достигаемыми». «Приписываемые» характеристики в целом рассматриваются как неизменные. Напр. принадлежность к определенной подгруппе определяется, в частности, расой и этническим происхождением родителей, однако в дополнение к таким физ. характеристикам родители обычно тж передают своим детям религиозную принадлежность. В гетерогенных об-вах различная расовая, этническая и религиозная принадлежность относится к категории свойств, вытекающих из семейного происхождения, и такого рода приписывания могут иметь определенные последствия для поведения. Кроме того, человек рождается в семье, к-рая обладает определенным соц. положением, определяемым в соответствии с др. характеристиками, такими как семейный доход, интеграция в общину и уровень престижа. Тж важными яв-ся такие конституирующие семью переменные, как размер и состав семьи, пол сиблингов, их число и разница в возрасте. Др. семейные переменные, считающиеся важными в отношении психол. последствий, в большей степени касаются процесса, нежели структуры, напр. паттерны взаимодействий и способы социализации. Благодаря этим процессам семья может передавать общие культурные ценности, а тж обеспечивать усвоение опыта, регулируя аттитюды и ожидания в отношении определенной культурной подгруппы и семейной констелляции.
Пол и возраст человека тж яв-ся «приписываемыми» характеристиками, хотя они и отличаются в концептуальном отношении от ранее описанных переменных. Влияние пола и связанных с ним гендерных ролей неизменно учитывается при изучении психол. факторов. Возраст человека считается фундаментальной переменной, имеющей значение для поведения в любом об-ве. Возраст отражает значение того факта, что сопутствующие и более широкие приобретения, обусловленные индивидуальным опытом, продолжают добавляться к соц. и психол. матрице, первоначальные контуры которой были намечены семейным происхождением. В результате индивидуум получает возможность накапливать «достигаемые» характеристики, пополняя запас того, что составляет дополнительную основу для будущих событий и этапов жизненного пути. Т. о., образование, профессия, доход, семья и статус в общине становятся важными переменными при объяснении личности и поведения. В то же время любая или все из рассмотренных ранее характеристик, будь то приписываемые или достигаемые, могут концептуализироваться как исходные (фоновые) относительно психол. последствий.