Элементы новой модели менеджера
Для эффективного управления организацией необходим конструктивный реалист, который должен отвечать определенным требованиям и обладать рядом ключевых навыков. К настоящему времени определились следующие характеристики менеджера, составляющие основу новой модели:
1. Менеджер — это глобальный стратег, способный планировать деятельность организации с учетом будущего развития рынков.
2. Он должен обладать приспособляемостью, которая характеризуется способностью определять и реагировать на неожидаемые изменения, своевременно менять планы и действия, исходя из новых условий. Эффективные менеджеры не должны бояться перемен, а должны пользоваться ими и влиять на их ход. Завтрашние менеджеры станут архитекторами перемен в том смысле, что они будут упреждать тенденции в бизнес-среде, искать новые способы удовлетворения потребителей и исследовать методы увеличения эффективности и результативности организации. Менеджеры, особенно высшего уровня, должны ясно видеть перспективу бизнеса, в котором они занимаются. Без этой способности не может быть ни реальной стратегии, ни осмысленного планирования.
3. Должен использовать современные методы и технологии в процессе управления
организацией, в первую очередь информационные, компьютерные. Бизнес трансформировался из производящего продукцию в управление информацией, и менеджеры также должны быть способны осуществлять этот переход.
4. Развитое мышление в критических ситуациях — способность решать проблемы, не путать мнения с аргументами, ассоциации с причинной связью, умение не только оценить, но и продумать аргументы, обладать здравым смыслом — все это важно для менеджера будущего.
5. Менеджеры должны проявлять созидательность в разработке новых программ или интерпретации традиционных методов и подходов к новым условиям. Они должны быть инноваторами, создавая при этом инновационную обстановку в коллективе, поддерживая инициативу сотрудников, способствуя развитию их потенциала. Для приобретения данных навыков менеджерам необходимо постоянное саморазвитие, самообучение.
6. Работа в команде: менеджеры будущего должны уметь работать, эффективно и как члены, и как лидеры команды. Производительность и эффективность могут быть значительно усилены, если люди будут работать вместе во имя общей цели. Как лидер команды менеджер несет ответственность за ее формирование, подготовку ее участников. Он побуждает их к эффективной совместной работе, справедливо вознаграждает за достигнутые результаты.
Преимущества работы в команде. Почему необходима работа в команде? Многообразие и сложность стоящих перед организацией проблем, их комплексный характер, а также устрашающе растущие объемы новой информации в развивающихся областях науки и техники, экономики, хозяйственном и налоговом законодательстве делают невозможным единоличное принятие управленческих решений руководителем организации. Он должен призвать в помощь своим, управленческим навыкам и опыту опыт и мнения коллег, отвечающих за различные направления деятельности в организации.
Совместная выработка целей, важнейших стратегических решений формирует чувство причастности к ним, позволяет высшим руководителям более полно учесть свои собственные цели, ценностные ориентации, благодаря чему, в конечном счете, эти цели и решения реализуются быстрее и успешнее. Кроме того, улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы, возможность возникновения разрушительных конфликтов. И как результат — в команде укрепляется согласие между ее членами, возрастает ее сплоченность, что также способствует успешной работе.
Препятствия командной работе. Не все руководители умеют и хотят работать в единой команде.
Во-первых, каждый руководитель являясь официальным лидером, привык следовать принципу единоначалия. И преодолеть этот традиционный подход не так
просто.
Во-вторых, каждый член команды стремится к лидерству.
В-третьих, в связи с необходимостью принимать быстрые, конкретные решения не всегда есть время для коллективного обсуждения проблем. Здесь перед руководителем возникает дилемма. С одной стороны, ему не следует бояться, что обсуждение и принятие решений может затянуть во времени процесс их выполнения. Практика показывает, что при коллективном обсуждении принимаемых решений значительно сокращается время их реализации (японский подход). С другой стороны, нельзя слишком затягивать «советы». Надо вовремя остановиться. В этих условиях руководитель должен определить тот момент, когда надо прекратить обсуждение и взять на себя ответственность принятия окончательного решения.
В-четвертых, практически во всех организациях существует система вознаграждения за личные, а не групповые результаты деятельности.
В-пятых, работа в команде требует культуры совместной работы. Она .же в большинстве случаев отсутствует.
Предпосылки успешной работы команды. Работа в команде не может наладиться автоматически. Она не зависит от желания одного лишь лидера. Успех деятельности команды определяется прежде всего ее правильным подбором, в основе которого должен лежать «принцип дополнения». Команда подбирается с учетом сильных и слабых сторон лидера, опыта его работы. Лидер при формировании команды выбирает людей, которые способны компенсировать его слабые стороны, недостаток идей, опыт.
Умения и способности каждого человека должны быть известны остальным членам команды, а функции, роли и ответственность— четко распределены.
При формировании управленческой команды необходимо учитывать не только профессиональные, но и человеческие качества входящих в нее людей. Работоспособность «команды», ее возможности успешно выполнять свои функции самым существенным образом зависят от морально-психологического климата, а также от господствующего в команде «настроя» работников. Поэтому очень важно установить хорошие рабочие взаимоотношения, тщательно продумать приемлемые формы и способы совместной работы, удовлетворяющие всех членов.
Другими важными предпосылками успешной работы выступают:
свободный доступ к информации, обмен ею;
взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности,
преданность команде.
7. Менеджер-лидер: лидерство рассматривается как способность активизировать деятельность тех, кто следует за лидером, умение показать пример для подражания, а также оказывать влияние на людей для достижения поставленных целей, увеличение их творческого потенциала, а также его более полного использования. Да и само лидерство — это потенциал, имеющийся у человека. Лидер оказывает влияние на людей не только в силу занимаемого им официального должностного положения в организации, а и в силу своих способностей и умений, компетентности, личностных качеств, хорошего отношения к окружающим.
Таблица 9 - Менеджер и лидер: черты, статус, стили и роли
Характеристики | Менеджер | Лидер |
Основа власти | должностная | личностная |
Отношения по работе | зависимость и воздействие, «руководитель — подчиненный» | взаимозависимость и взаимодействие, «руководитель — последователь» |
Полномочия ему делегируются | вместе с должностью | снизу сотрудниками |
Действует как | администратор | инноватор |
Направленность информационных потоков | от менеджера к подчиненным между лидером и другими | происходит взаимный обмен информацией с сотрудниками |
Как воспринимается информация сотрудниками | с осторожностью | с полным доверием |
Роль в процессе решения | принимает решения | превращает решения в реальность, ищет решение новых проблем |
Привлечение к решению сотрудников | консультируется с ними | вовлекает всех в обсуждение и принятие решений |
Основа действий | план | видение |
В организации работы полагается на | порядок, систему | людей |
Использование делегирования полномочий в работе | по мере необходимости | всегда |
Кто осознает ответственность за достижение целей организации | сам менеджер | и лидер, и все сотрудники |
Использование контроля | контролирует подчиненных | доверяет окружающим |
Продолжение таблицы 6
Методы мотивации | в основном сила и принуждение | воодушевление и побуждение |
Убеждает | логикой | эмоциями |
Инициатива сотрудников | использует в случае необходимости. | развивает |
Осведомленность о проблемах сотрудников | старается знать неплохо | знает очень хорошо |
Отношения к нему сотрудников | уважают | обожают |
8. Последнее требование к менеджеру — постоянное самообучение, саморазвитие. Для того чтобы добиться успеха в изменяющихся условиях функционирования организаций, менеджерам требуется хорошее разностороннее образование. Причем необходимо постоянно пополнять полученные знания, развивать навыки и умения по управлению коллективом.