1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.
2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
3. Закрывая книгу, подумай , чему она тебя научила.
4. Умей беречь книгу!
"РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ" Рекомендации по работе с текстом учебника на уроке истории и при подготовке домашнего задания. Одна из главных форм работы на уроке общественного цикла - это работа с текстом. Учебными текстами могут быть: исторические документы и авторский текст (например, учебник). Как своеобразный текст, несущий в себе определенную историческую информацию и субъективное прочтение автором этой информации, можно расценивать и иллюстрации. При этом важно помнить, что любой текст - это " произведение другого", т.к. он создан другим человеком, в другое время, при других обстоятельствах, и поэтому он обязательно должен быть максимально воспринят и осознан учащимся. Сделать это можно при помощи системы разнообразных заданий. Осознанному освоению учениками любого прочитанного текста способствует, например, прием объяснительного чтения, который подразумевает чередование чтения с разъяснениями и дополнениями прочитанного. Уже в 5 классе детей обязательно надо учить находить в тексте фактический материал:имена, даты, события, факты, подтверждающие или опровергающие какое-либо утверждение учителя (прием поиска доказательства). Пятиклассники должны уметь найти в тексте ответ на вопрос учителя, а также самостоятельно отвечать на конкретные вопросы, избегая при этом главой ошибки - пересказа текста параграфа. Очень полезным является прием чтение с пометками. Работая с текстом, пусть очень простым, ученик учиться делать на полях пометки, которые потом может использовать при устном ответе. Задания при чтении с пометками могут быть самыми разными. Это может быть поиск конкретных фактов и доказательств, в том числе известных ученику ранее и новых для него, тех, которые кажутся ему бесспорными и сомнительными; причин и последствий; аргументов, с которыми ученик согласен или не согласен и т.д. Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом - это составление к нему плана. Планы могут быть: Простыми (передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача - помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно) Развернутыми (содержит более полную, конкретизирующую информацию) Картинными (позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно) Смысловыми (предполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение) Стереотипными (помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности) Тезисными (предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов) В 5 классе учащиеся составляют простые и развернутые планы к тексту. При этом необходимо помнить, что план должен содержать обязательную для запоминания информацию, причем в краткой, четкой формулировке. Нашими учителями разработаны памятки по составлению простого и развернутого плана. Сравните два варианта сложного плана, которые учащиеся написали к первым двум разделам параграфа "История Древнего мира" "Восстание Спартака": |
Восстание Спартака 1. Первая победа над римским войском 1) Заговор в гладиаторской школе 2) Главарь заговора Спартак. 3) Побег заговорщиков. 4) Лагерь на вершине Везувия. 5) Число восставших растет. 6) Засада. 7) Дерзкий план Спартака. 8) Римское войско бежит. 2. Армия Спартака становится великой и грозной силой. 1) Грабеж имений и городов. 2)Национальности восставших. 3) Вооружение. 4) Перенятие боевого опыта врагов. 5) Укрепленный лагерь, пехота, конница, разведка. | Восстание Спартака 1. Начало восстания. 1) Заговор в гладиаторской школе Капуи. 2) Во главе заговора смелый и умный раб из Фракии Спартак. 3) Побег 70 вооруженных ножами и вертелами заговорщиков. 4) Лагерь на вершине вулкана Везувия. 5) Число восставших растет за счет окрестных рабов. 6) На борьбу с восставшими выступило 3-тысчное войско. 7) Засада на единственной тропе 8) Спуск со скал по лестницам из виноградных лоз. 9) Римское войско обращено в бегство. 2. Армия Спартака - грозная сила. 1) Восстание охватило юг Италии. 2) В числе восставших десятки тысяч людей, говоривших на разных языках 3) Организация армии: - кузнецы куют оружие - гладиаторы обучают военному искусству - укрепленный лагерь, - тяжеловооруженная пехота; - разведка, - конница. | |
Во втором случае работа шла с учетом наших рекомендаций. Совершенно очевидно, какой из учащихся смог не только логически правильно выстроить историческую информацию, но и выделить, а, следовательно, запомнить самое главное. Многие пятиклассники не умеют дать четкую и краткую формулировку, а также соотнести более широкие и более узкие понятия или правильно определить связи между явлениями. Это приводит к логической несогласованности пунктов и подпунктов плана и соотнесению разноуровневых понятий. Преодоление этих и других ошибок достигается только практикой. Без приобретения навыка составления развернутого плана учащийся никогда не научится выделять главное в тексте, находить причинно-следственные связи, кратко и четко формулировать свои мысли и логически правильно выстраивать ответ на вопрос. Работая над планом, учащиеся выполняют такие важнейшие логические операции, как анализ, синтез, абстрагирование, классификация, конкретизация, да и сам план по своей сути является классической логической схемой. ПАМЯТКА по составлению плана к параграфу по истории для учащегося 5 класса Цели составления плана: 1) систематизация информации 2) отработка четкости формулировок 3) развитие зрительной памяти. 1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается). 2. План может быть: |
Простой | Сложный (развернутый) | Название каждого раздела (части) параграфа записывается под соответствующим порядковым номером. | К каждому разделу (части) параграфа составляется свой, уточняющий его содержание план. | |
1. Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию. 2. Структура планадолжна быть предельно четкой. Для этого используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов. Построение логической цепочки. Логическая цепь - этоконструирование рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Уже в 5 классе даются простые задания на построение логической цепи. Первым шагом здесь может стать работа ребенка с простой незаконченной логической цепочкой и предложения самостоятельно заполнить одно-два пропущенных звена. Для того, чтобы сделать это задание более легким, учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов, а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Примером может стать , следующее задание: Достройте логическую цепочку, приведшую к возникновению греческих колоний. |
|
Варианты звеньев логической цепи, которые предлагает учитель: а) население, опасаясь за свою жизнь, вынуждено были покидать свой полис б) возникла угроза долгового рабства в)возникла угроза голода. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся (например, работая с небольшим текстом учебника) должны самостоятельно заполнить уже 3-4 звена. Когда эти операции учащимися усвоены, можно приступать к самостоятельному построению ими простых логических схем и цепочек на заданную тему. Построение логической цепочки очень эффективно в плане развития логического мышления учащихся, особенно таких его операций как анализ, синтез, абстрагирование, классификация, конкретизация. Развитие монологической речи. Любой ответ - письмен |
Наши рекомендации