Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов.
Конфликт-явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Одна из главных человеческих потребностей - это потребность принадлежать к общности себе подобных. Вместе с тем, индивидуальные различия, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между людьми, обострение которых и следует называть конфликтом.
Конфликтныеситуации возникают во всех сферах общественной жизни - будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. Бесконфликтность - это иллюзия, утопия и уж тем более не благо.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, позиций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей или их групп. Конфликтное взаимодействие, если оно совершается в созидательных формах, несет в себе конструктивное, продуктивное начало. Такой конфликт способствует прогрессивным изменениям.
Конфликт - прогнозируемое явление, он может быть регулируемым. Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем людей служит для них одновременно и связующим звеном (чем более зависимы отношения, тем более они чреваты конфликтом). Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объединяет.
Уже в силу сомой своей природы конфликт может являться носителем созидательных и разрушительных тенденции, быть добром и злом одновременно.
Функции конфликта. V Стабилизирующая (укрепляются взаимоотношения, более ясно
осознаются нормы и ценности совместной жизни и
деятельности). N Активизирующая (взаимодействие становится более
динамичным, что сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах
отдельно взятой организации). V Функция сигнализации (выявляются факторы
неудовлетворенности существующим положением вещей). V Функция эмоционального отреагирования (открытое выражение
своих мыслей и чувств позволяет людям получить
эмоциональное облегчение). V Функция инновации (конфликт - это средство содействия
творческой инициативе). V Профилактическая (своевременный конфликт предотвращает
разрушительное поведение).
Классификация конфликтов. Конфликты - явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально. В зависимости от основания выделяют следующие виды конфликтов.
V По источникам и причинам возникновения (объективные и
субъективные; деловые и личностные). V По коммуникативной направленности (горизонтальные.
вертикальные, смешанные). V По составу конфликтующих сторон (внутриличностные,
межличностные, внутригрз'пповые, межгрупповые). V По функциональной значимости (конструктивные и
деструктивные).
V По формам столкновения (открытые и скрытые). V По масштабам и продолжительности (общие и локальные;
кратковременные и затяжные). V По способам урегулирования (антагонистические и
компромиссные).
10.2. Причины возникновения конфликтов. Конфликтные типы личности.
Осознание причин конфликта связано с осознанием природы как общества, так и человека. Исходных моментов, порождающих тот или иной конфликт, по меньшей мере три: сами люди; социальные связи и отношения; условия функционирования организации.
Сущность человека - главная причина конфликта. Она состоит в противоречивом единстве его потребностей и способностей. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития.
Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волей, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. В повседневной жизни эти различия могут приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам.
Ролевой конфликт представляет собой результат противоречий, возникших между различными позициями людей в определенной социальной группе. Потенциально противоречивы и конфликтны отношения между начальником и подчиненным, преподавателем и студентом, водителем и сотрудником ГАИ, продавцом и покупателем, родителем и ребенком.
В организациях конфликты чаще всего возникают из-за неадекватных условий их функционирования (отсутствие справедливых правил совместной деятельности, их незнание или непринятие членами группы).
Чаще всего выделяют следующие пять типов конфликтных личностей.
V Демонстративный (хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, любуется своими страданиями, сильно выражены эмоции при слабом проявлении разума, планирование поведения и жизни осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь, кропотливой, систематической работы избегает. не уходит от конфликтов, в конфликтной ситуации чувствует себя неплохо).
V Ригидный (подозрителен, обладает завышенной самооценкой, часто не учитывает изменения ситуации, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, на недоброжелательное отношение других сильно обижается, повышенно чувствителен к мнимым или действительным несправедливостям).
V Неуправляемый (импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, часто не обращает внимания на общепринятые нормы общения, во многих своих неудачах склонен обвинять других, из прошлого опыта извлекает мало уроков).
\ Сверхточный (скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе, предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так. что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается, обладает повышенной тревожностью, чрезмерно чувствителен к деталям, склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих, страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, расплачивается за них болезнями (бессонница, головные боли и т.п.).
V «Бесконфликтный» (неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутренне противоречив, ориентируется на сиюминутный успех в ситуации, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли).
10.3. Управление конфликтами.
Существует множество методов управления конфликтами. Укрупненно их можно разделить на следующие группы: внутрил ичностные; межл и чностные; структурные.
Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения. Важно помнить о том, что мы подвержены эмоционально реагировать на острые ситуации. Поэтому важно научиться высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Даже если партнер находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, ни в коем случае не стоит поддаваться действию психологического закона заражения. Полезно для регуляции собственного эмоционального состояния «проговорить» свои чувства собеседнику' без высказывания обвинений в его адрес (так называемый способ «Я-высказывание»). Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в конфликтной ситуации является занижение их самооценки. Такое поведение объясняется одним из механизмов психологической зашиты - регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента.
Межличностные методы предполагают создание определенных условий взаимодействия, которое с наибольшей вероятностью приведет к конструктивному исходу конфликта.
В конфликтной ситуации противоборствующие люди, с одной стороны, особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосфер}' взаимного доверия в этом процессе. При этом полезно руководствоваться следующим психологическим законом общения: кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - конкуренцию. Основное же содержание эффективных межличностных методов управления конфликтом сводится к соблюдению определенных правил.
• Определить проблему в категориях целей, а не решений.
• После определения проблемы выявить решения, которые
приемлемы для обеих конфликтующих сторон.
• Концентрировать внимание на говорящем, его сообщении, а не
на его личных качествах.
• Уточнять, правильно ли я понял то, что хотел сказать собеседник.
• Сообщать другой стороне в перефразированном виде смысл
принятой информации.
• В процессе приема информации не перебивать говорящего, не
давать советы, не критиковать, не подводить итог, не отвлекаться
на подготовку ответа. Это лучше сделать после получения
информации и ее уточнения.
• Не убедившись в точности принятой партнером информации,
не переходить к новым сообщениям.
• Поддерживать атмосферу доверия, взаимного уважения,
проявлять эмпатию к собеседнику.
• Использовать невербальные средства коммуникации: частый
контакт глаз, кивание головы в знак понимания,
благожелательное выражение лица и другие.
Структурные методы воздействуют преимущественно на
участников организационных конфликтов, возникших из-за неправильного распределения функции, прав и обязанностей, плохой системы стимулирования. К таким методам относят.
V Разъяснение требований к работе (каждый работник должен четко
знать, в чем состоят его обязанности, ответственность, права). V Уточнение общеорганизационных целей (позволяет объединить
усилия всех сотрудников организации). V Создание обоснованных систем вознаграждения.
Вопросы дли самоконтроля и повторения
1. Что таюс конфликт?
2. Какие функции выполняет конфликт?
3. Каковы разновидности конфликтов?
4. Какие причины возникновения конфликтов вам известны?
5. Назовите и охарактеризуйте основные типы конфликтных личностей.
6. Какие группы методов управления конфликтом вы знаете? Как они
работают?
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Почему конфликты - неизбежное явление?
2. По каким признакам можно определить, что конфликт разрешен?
3. Охарактеризуйте условия, при которых наиболее целесообразно выбран»:
- стратегию борьбы:
- стратегию ухода;
- стратегию компромисса;
- стратегию уступки;
- стратегию сотрудничества.
4. В чем главная опасность конформистской стратегии поведения в конфликте?
5. Почему критика собеседника и конфликтной ситуации почти всегда не
приводит к эффективному разрешению конфликта?
6. Может ли конфликт способствоватьулучшению взаимоотношений'.'
7. Что первично - межличностный или виутриличностный конфликт?
Прокомментируйте.
8. Чем конфликты в семье отличаются от конфликтовв деловой сфере? Что
в них общего?
9. Почему некоторые люди чувствуют себя при конфликтах чначительно
лучше, чем без них?
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ