Обретение отождествленности
ное повторение становится скучным. Обе стороны в конце концов устают от таких взаимоотношений и расстаются. Тот, кто играет роль, начинает искать новую аудиторию, а тот, кто был аудиторией, пускается на поиски нового исполнителя. Такие люди могут не понимать, что что-то неладно, пока не переживут несколько похожих разочарований, но многих беспокоит глубокое чувство пустоты и отчаяния. В интимных сексуальных отношениях играть роль смешно, но исполняющий ее человек не знает другого способа существования.
Роль искажает самовосприятие. Человек, исполняющий роль, рассматривает себя и все ситуации с точки зрения этой роли. Она окрашивает любое восприятие и ограничивает всякий отклик. Она выстраивает значительное препятствие, не позволяя обрести отождествленность, поскольку человек играет ее бессознательно.
Пациент, у которого отсутствует отождествленность, обычно не сознает, что играет роль. В большинстве случаев он не сознает и отсутствие отождествленно-сти. Его жалобы на то, что он страдает и терпит неудачи, основаны на чувстве фрустрированности при разыгрывании роли. Адаптировав данную роль для того, чтобы быть приятным родителям, он не может понять, почему остальному миру его поведение не столь приятно. Он приходит к психиатру для того, чтобы тот помог ему усовершенствовать все ту же роль.
Проявляясь в манере говорить, в осанке, в жестах, в экспрессии и движениях, роль, которую человек принял на себя ребенком, становится частью его структуры характера. Ее легко заметить в телесной позе, если точно интерпретировать эту позу. Сам пациент этого сделать не может, поскольку не сознает паттерн ригидности своего тела. Он принимает тело как нечто само собой разумеющееся. Чтобы «сорвать маску» роли, «разоблачить» ее, необходим анализ структуры характера пациента.
Терапия включает конфронтацию пациента и терапевта. При этом пациент получит представление о перенесении, то есть узнает, что он видит «другого челове-
ка» как образ отца или матери. Ему придется «раскопать» корни этого перенесения, которые приведут его к потребности в одобрении и к страху самоутверждения. Он обнаружит, что чувствует вину по поводу своей сексуальности и что удерживается от выражения негативных чувств. Если ему удастся принять эти чувства, он сможет вернуть себе тело и обрести отождествленность.
------------ РАЗОБЛАЧЕНИЕ РОЛИ
Мэри, женщина-ребенок, случай которой я разбирал в главе Образ тела, играла роль «куклы». В начале терапии она лечилась у специалиста-маммолога, который, как она рассказала, делал ей массаж груди. Мэри описала его, как старика, и сказала, что лечение наносило ей вред, причем не столько тем, что делал доктор, сколько тем, как он прикасался к ней. Она чувствовала, что его прикосновения очень ласковы.
Можно ли считать, что Мэри адекватно воспринимала то, что чувствовал к ней доктор? Женщина-ребенок или «личность под названием Лолита» оказывает заметное влияние на тех мужчин, которые чувствуют себя неадекватно и небезопасно в отношениях с сексуально зрелыми женщинами. Можно даже предположить, что личность Мэри бессознательно возбуждала таких мужчин. Ее пассивное подчинение лечению, которое проводил специалист, подтверждает это предположение; беспомощность Мэри можно рассматривать и как защиту против собственных сексуальных чувств, и как приманку для мужчин. То, что Мэри понимает особенность своей детско-женской личности как приманку, выяснилось, когда она однажды пожаловалась на мужчину, в котором была заинтересована, но который не попытался овладеть ей, когда они оказались один на один. «В нем не очень-то много мужского, — сказала она, жалуясь, — он ведь не откликнулся на меня».
Женщина-ребенок позволяет женщине, которую включает в себя ее личность, войти в сексуальную ситуа-
280