Саморегулирование рекламной деятельности

Деятельность общественных организаций, созданных не только рекламистами, но и потребителями, рассматривается как одна из форм общественного саморегулирования. Именно саморегулиро­вание является в настоящее время главным направлением деятель­ности общественных организаций рекламистов в России, как и в других странах. Целью многочисленных рекламных ассоциаций стала борьба с недобросовестной конкуренцией в сфере рекламно­го бизнеса, искоренение лживой рекламы, наносящей вред имиджу всех рекламистов. В своей деятельности ассоциации предпринима­ют усилия для смягчения критики рекламы со стороны широкой общественности и предотвращения эскалации государства в проб­лемы отрасли.

Рекламный бизнес заинтересован в саморегулировании для борьбы с нечистоплотной конкурентной борьбой, например, когда фирмам, делающим ставку на добросовестность по отношению к клиентам, надо избавиться от конкурентов, привлекающих потре­бителя заманчивыми обещаниями, не соответствующими действи­тельности; с угрозой принятия законов, ограничивающих реклам­ную деятельность фирм-производителей.

С точки зрения государства саморегулирование привлекательно, так как снимает с его надзирательных органов часть ответственности и отдельные обязанности, например, проведение мониторинга

оценки рекламной деятельности фирм. Кроме этого, организации саморегулирования в состоянии взять на себя консультирование предпринимателей по вопросам соответствия их деятельности рек­ламному законодательству.

В целом органы саморегулирования способствуют государствен­ному контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

Саморегулирование предполагает добровольный контроль ор­ганизаций бизнеса за поведением в сфере рекламы, основанный не только на силе закона, но и на правилах, установленных самим де­ловым сообществом. Можно указать на ряд преимуществ саморегу­лирования перед госрегулированием: оно мобильнее и быстрее от­кликается на новые явления в рекламе; менее формализовано. Нормы самоуправления подходят к рассмотрению конкретных во­просов зачастую более реалистично, чем это делается с помощью законодательства, они могут рассматривать конкретные действия фирмы с точки зрения не только формальных правил, но и здраво­го смысла.

Перечислим характерные черты, присущие органу саморегули­рования в рекламе:

• независим от правительства и заинтересованных групп, бес­пристрастен;

• существующий статус позволяет принимать самостоятель­ные решения;

• учрежден и финансируется рекламной индустрией;

• обладает властью проводить свои решения в жизнь;

• пользуется практической и моральной поддержкой реклам­ной индустрии;

• бесплатно и открыто проводит процессы рассмотрения об­ращений потребителей.

Наши рекомендации