Интерпретация результатов
30 – 32 очка.
Вы явно некоммуникабельны, и эта Ваша беда, так как страдаете от этого больше всего Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко! На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков.
Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и потому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством; в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-нибудь сильной увлеченности вы «вдруг» приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
14-18 очков.
У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9 - 13 очков.
Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков.
Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее.
Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
7. Методика «Определение предпочтительного типа будущей профессии» (Е. А. Климов)
Опросник основывается на классификации профессий Е.А.Климова. Данные по нему желательно дополнять мнениями родителей, учителей-предметников, классного руководителя, результатами изучения личности по личностным методикам, творческим тестам. Важно выявлять не только узор способностей и предпочтений, но и картину акцентуированных личностных стремлений, уровень их реализации. При нерешенности первичных, ядерных проблем личности сам вопрос о профориентации для учащегося отодвигается на задний план.
Инструкция
Отвечайте, пожалуйста, на поставленные в таблице вопросы «да» или «нет». При положительном ответе следует поставить знак плюс перед соответствующей цифрой, стоящей в данном пункте в одном из вертикальных столбцов. При отрицательном ответе по содержанию может быть двоякое значение: либо отсутствие утверждения «не занимаюсь этим, «не представлялось случаям, либо активное отрицание – «как раз наоборот», «не люблю это делать». Если хотите дать активное отрицание, то перед соответствующей цифрой ставите знак минус, если же имеет место отсутствие утверждения, то никакого знака ставить не надо.
Таблица вопросов
№ Вопросы | Тип специальности | ||||||
(по признаку предмета труда) | |||||||
П | Т | X | Ч | ||||
(При- рода) | (Тех- ника) | (Знаковая система) | (Художе- ственные образы) | (Человек) | |||
1. Легко, без внутренней | |||||||
скованности, вступаю в | |||||||
общение с новыми людьми | |||||||
2. Охотно и подолгу могу | |||||||
что-нибудь мастерить (шить, | |||||||
чинить, вязать) | |||||||
3. Стараюсь украсить | |||||||
окружающую среду. Люди | |||||||
считают, что мне это удается | |||||||
4. Постоянно слежу и ухаживаю | |||||||
за растениями и животными | |||||||
5. Охотно и подолгу могу | |||||||
что-нибудь подсчитывать, вычислять или | |||||||
чертить | |||||||
6. Охотно провожу время со сверстниками или младшими, умею их занять, увлечь делом или помочь в чем-то 7. Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями) 8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах 9. Сделанные моими руками изделия вызывают интерес у товарищей и у старших 10. Старшие считают, что у меня есть способности к определённой области искусства. | |||||||
11. Охотно читаю о растительном | |||||||
(животном) мире | |||||||
12. Активно участвую в художественной | |||||||
самодеятельности | |||||||
13. Охотно читаю об устройстве и | |||||||
работе механизмов, машин | |||||||
и приборов | |||||||
14. Охотно и подолгу могу | |||||||
разгадывать головоломки, | |||||||
кроссворды, трудные задачи | |||||||
15. Легко улаживаю конфликты | |||||||
между сверстниками или | |||||||
младшими ребятами | |||||||
16. Старшие считают, что у меня | |||||||
есть способности к работе | |||||||
с техникой | |||||||
17. Мои художественные работы | |||||||
одобряют и совершенно | |||||||
незнакомые люди | |||||||
18. Старшие, считают, что я способен работать с растениями и животными 19. Люди считают, что мне удается ясно излагать мысли в письменной форме 20. Почти никогда ни с кем не ссорюсь 21. Результаты моего технического творчества одобряют 22. Без особого труда усваиваю иностранные языки. 23. Мне часто случается помогать | |||||||
даже незнакомым людям | |||||||
24. Подолгу, не уставая, могу заниматься музыкой, | |||||||
рисованием и т.п. | |||||||
25. Стараюсь улучшить, изменить | |||||||
ход развитая растений | |||||||
или животных | |||||||
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов 27. Обычно могу убедить сверстников или младших принимать тот или иной план действий 28. Охотно наблюдаю за животными (или рассматриваю растения) 29. Охотно читаю научно- популярную, литературно-критическую литературу, публицистику) 30. Стараюсь понять секреты мастеров искусства и делать, как они. | |||||||
Обработка даннях
Подсчитайте суммы отмеченных знаками плюс или минус чисел в каждом из столбцов (цифры без знаков в счет не идут!). Столбцы, которые дадут наибольшие положительные суммы, укажут на самый подходящий тип профессии. Незначительные положительные или отрицательные результаты сложения укажут на неподходящий для учащегося тип профессии.
Интерпретация результатов.
Пять типов профессий (по Е.А.Климову)
1. Профессии типа «человек-природа» – объектом труда являются живые организмы. Агроном, скотник, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и др.
2. Профессии типа «человек-техника» – объектом труда служат технические системы, машины, установки, материалы, энергия. Токарь, слесарь, шофер, конструктор, инженер, тракторист, радиотехник, сборщик, сантехник и др.
3. Профессии типа «человек-знаковая система» – объектом работы здесь являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. Корректоры, программисты, машинистки, статистики, операторы ЭВМ., библиотекари, кладовщики, экономисты и др.
4. Профессии типа «человек-художественный образ» – объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их элементы и особенности. Фотограф, художник, поэт, писатель, артист, музыкант, ювелир, композитор, дизайнер, модельер и др.
5. Профессии типа «человек-человек» – предметом труда являются люди, группы, коллективы. Официант, продавец, учитель, воспитатель, юрист, врач, психолог, социолог; руководитель класса, группы, кружка, предприятия, дипломат, милиционер, проводник и др.
Многие профессии можно отнести сразу к нескольким типам, например, артиста – к IV и V типам, писателя – к III и IV. Смешанными являются профессии большинства руководителей, в том числе руководителей кружков, школьных классов. Кроме того, целесообразно ввести тип «человек - неживая природа», к которому относятся профессии геолога, нефтяника, горняка, физика, химика-неорганика, географа и др.