Психологическая диагностика. Проведите самодиагностику мотивации педагогической деятельности с позиции будущего учителя (см
Проведите самодиагностику мотивации педагогической деятельности с позиции будущего учителя (см. Приложение 1). Проанализируйте полученные данные, сделайте выводы о степени удовлетворенности результатами самодиагностики.
Тематика рефератов
- Мотивы педагогической деятельности.
- Эффективный педагог в современной системе образования.
- Стиль педагогической деятельности и индивидуально-типологические особенности педагога.
- Психологические требования к личности педагога.
- Межличностное восприятие в системе "учитель - ученик".
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ
Литература 1, 3, 5, 8, 10, 13, 15-20, 23-26, 29, 32, 35, 41, 44
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие о воспитании. Психологические механизмы формирования свойств личности.
2. Цели, средства и методы воспитания. Закономерности воспитания.
3. Стратегии психологического воздействия.
4. Понятие о самовоспитании. Характеристика условий и путей самовоспитания.
5. Формирование психологической готовности школьников к самоопределению.
Требования к компетентности:
- знать понятия "воспитание" и "самовоспитание";
- понимать психологические основы самовоспитания; условия и пути формирования личности;
- уметь анализировать психологические механизмы формирования свойств личности;
- уметь обосновывать применение в педагогической практике различных стратегий психологического воздействия;
- знать условия формирования психологической готовности школьников к самоопределению, уметь использовать эти знания в собственной учебно-профессиональной деятельности.
Тестовый контроль
1. Сущность воспитания:
а) психологическое воздействие на человека;
б) применение поощрений и наказаний;
в) формирование системы отношений к миру, другим людям, самому себе;
г) развитие индивидуальности человека как личности.
2. Основные факторы воспитания личности - это:
а) детский коллектив;
б) семья;
в) образовательное учреждение;
г) неверных ответов нет.
3. По характеру воздействия на человека средства воспитания подразделяются на:
а) прямые и косвенные;
б) осознанные и неосознанные;
в) когнитивные и поведенческие;
г) все ответы верны.
4. Ключевое понятие гуманистической психологии, значимое для воспитания:
а) манипулирование;
б) самоактуализация;
в) социализация;
г) подражание.
5. Способ влияния на человека, включающий систему обоснованных доводов, - это:
а) внушение;
б) подражание;
в) заражение;
г) убеждение.
6. Развивающая стратегия психологического воздействия предполагает:
а) учет психологических особенностей человека;
б) равноправный диалог и доверие друг к другу;
в) человека и его психику как пассивный объект;
г) манипулирование человеком.
7. Сущность самовоспитания:
а) реализация потребности в обогащении опытом социальных отношений;
б) проявление собственной активности в самовоспитании;
в) осознанное стремление к самосовершенствованию;
г) все ответы верны.
8. Психологические условия самовоспитания детей:
а) контроль взрослых за самовоспитанием;
б) принуждение к самовоспитанию;
в) убеждение в необходимости самовоспитания;
г) поощрение и активная поддержка стремлений к самовоспитанию.
9. Для подросткового возраста характерно стремление к:
а) физическому и нравственному самовоспитанию;
б) нравственному самосовершенствованию;
в) физическому и волевому самовоспитанию;
г) профессиональному самовоспитанию.
10. Воспитанность характеризуется:
а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;
б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;
в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности;
г) зрелостью психических функций.