Й уровень – абстрактные и эстетические переживания
При использовании небольших доз наркотика наблюдается, в начале или в конце сеанса, усиление сенсорной чувствительности. В переживании появляется уже упомянутая нами «игра» художественных ассоциаций.
Человек видит крайне динамические абстрактные геометрические цветовые построения или пятна. В зависимости от уровня образования и культуры испытуемого спонтанные образы или пятна описываются с помощью -разнообразных эстетических сравнений.
Описания могут включать восприятие солнца, ярко горящих разноцветных лампочек, абстрактных архитектурных построений. Испытуемые описывают их как интерьеры неземных дворцов, нефы соборов или картины абстракционистов, таких, как Василий Кандинский. Перед глазами могут возникать образы, напоминающие разноцветные вращающиеся фонтаны или вспыхивающие фейерверки.
При восприятии того же уровня с открытыми глазами контуры световых и цветовых фигур расплываются и начинают сплетаться с реально существующей обстановкой.
Человеческие лица и предметы переплетаются с различными орнаментами и включаются в его структуру. Кажется, что галлюцинации является составной частью окружа-
юших вещей. Такие иллюзорные ощущения часто сравнивают с картинами Жоржа Сера и Винсента Ван Гога.
В это время уже могут встречаться все описанные нами иллюзии, связанные с изменением формы собственного тела, пространства и времени.
Испытуемые говорят, что в результате таких изменений окружающей обстановки она начинает напоминать картины знаменитых кубистов – Пабло Пикассо или Фернана Л еже.
Возможны и так называемые парэйдолические иллюзии. Пятна и трещины на полу и стенах, световые блики, одежда могут выглядеть как фантастические животные, гигантские искаженные лица или ландшафты загадочных стран.
В этой же стадии сеанса появляется гиперчувствительность к звукам. Человек начинает слышать звуки, которые раньше не слышал, но одновременно теряет способность ясно различать привычные звуки. В результате формируются акустические иллюзии.
В монотонных звуках, таких, как шум воды или гудение холодильника, человек слышит странную музыку, напоминающую отчасти музыку Шенберга. К этому же уровню переживаний Гроф относит и появление того, что в психиатрии называют «синестезиями». За счет перевозбуждения возникает реакция несоответствия типовым представлениям со стороны органов чувств. Человек говорит, что он «слышит звук цвета», «видит музыку» или «чувствует вкус красного цвета».
Сам термин «синестезия» принадлежит Альберту Хофма-ну. Подобные, встречающиеся практически во всех «трипах» переживания были названы им «константными» и впервые были им описаны в подробном отчете об эффектах собственного приема LSD.
Среди константных переживаний, относящихся к разряду абстрактно-эстетических, стоит отметить описанные в том же отчете Хофмана «вихреобразные образы», «спиральные взрывы» и «решетчатые», напоминающие шахматную доску, преобразования гладких поверхностей.
Ряд авторов относят к константным образам и проекцию человеческого лица на тело партнера (соски воспринимаются как глаза, а низ живота – как рот и т. д.)
К этому же уровню относится и необычное восприятие предметов искусства. Нужно только учитывать, что в этом
иллюзорном мире ассоциации складываются случайным образом и смысловой нагрузки нести не могут.
Все перечисленные переживания, не углубляясь далеко в бессознательное, представляют для пациентов вид увлекательного зрелища. Многие испытуемые сравнивают их с ощущениями от цветомузыкальных установок или от искаженного сигнала в телевизоре.
Собственно, только этот уровень переживаний и приносит наркоманам удовольствие. Как только доза превышает некоторую «среднюю» величину, а это понятие для LSD абсолютно индивидуально,удовольствие прекращается и на его место заступает страх.