III. Развитие технических навыков целостного (системного) мышления
Техника 1. Расфокусировка внимания в объеме тела
• Расслабить тело и расфокусировать внимание внутри тела.
• Найти некоторое локальное ощущение в любой выбранной части тела - например, в середине груди.
• Попробуйте почувствовать эту точку, не прикасаясь к ней ничем, кроме луча внимания. Это тренировка концентрации: следует как бы всматриваться изнутри в эту точку, но не визуально, а кинестетически (т.е. ориентируясь не на образ точки, а на ощущение ее в теле).
• Медленно перемещая луч внимания влево или вправо, осознать присутствующие там ощущения. Заметить разли-
чия между ними.
• Осознать, что каждой точке поверхности тела соответствует определенное (уникальное) ощущение. Ощущения в разных (в том числе и в соседних) точках тела различны.
• Продолжая расслаблять тело и расфокусировать внимание во всем теле (т.е. продолжая осознавать тело целиком), переместить луч внимания во внутренние области тела и осознать, что каждой точке внутри тела также соответствует определенное ощущение.
Техника 2. Трансформация ощущений
• Выбрать телесное ощущение дискомфорта.
• Оставаясь в расфокусированном внимании, найти центр этого ощущения.
• Продолжая расслаблять тело в этой области, направить концентрацию в центр ощущения.
• Продолжая расслаблять тело и концентрироваться в этой области, создать ощущение, будто ткани тела здесь раздвигаются. При этом у многих людей возникает ощущение выходящей из тела субстанции, которую можно визуализировать как вытекающий поток, имеющий некоторые параметры (определенный цвет, звук, консистенцию, скорость, температуру, запах и т.д.)
• Продолжать процесс концентрации, расслабляя тело и наблюдая за вытекающим потоком до полного исчезновения дискомфортного ощущения.
Техника 3. Перемещение и перераспределение телесной
энергии
• Расслабить тело и расфокусировать внимание внутри тела.
• Продолжая расфокусировать внимание, убедиться, что обе выбранные точки осознаются одновременно. Внимание, привыкшее к концентрации, вначале будет переходить от одной точки к другой. Почувствовать их одновременно можно, только расфокусировав внимание. При этом будет осознаваться вся область тела между этими точками.
• Продолжая расфокусировать внимание, направить концентрацию на оба ощущения одновременно, а также на область тела, разделяющую эти ощущения.
•
Под телесной энергией понимается энергия эфирного и астрального тонких планов, т.е. ощущения и эмоциональные реакции.
•
Расслаблять эту область тела, концентрируясь на ней (как если бы ставилась задача «растворить» эту область). В процессе выполнения этого шага можно обнаружить неожиданный эффект: в субъективном восприятии расстояние между точками начинает сокращаться, и они обнаруживают тенденцию к объединению.
• Продолжать этот процесс до тех пор, пока обе точки не начнут субъективно восприниматься как нечто целое - либо как продолжение друг друга, либо как отождествленные точки.
После того, как этот результат достигнут, можно убедиться, что:
• любое воздействие концентрации на одну из точек мгновенно сказывается также и на другой;
• любое (легкое) массажное воздействие на одну из этих точек приводит к появлению комфортного ощущения и в другой точке.
Примечание. Эта техника позволяет быстро перераспределить энергию в теле (т.е. перераспределить телесные ощущения), в том числе переместить энергию из одной части тела в другую. Навык перемещать энергию (тончайшие ощущения) в теле - это одна из основ практики исцеления, в том числе на ней основана чжень-цзю-терапия, когда иглотерапевт побуждает энергию в теле перемещаться, уравновешивая энергии инь и ян. В данном контексте эта техника будет использоваться в процессе мышления - для осознания тонких связей между различными (иногда противоречивыми) фрагментами контекста, а также для трансформации повреждений картины мира.
Техника 4. Трансформация фрагментов негативного опыта
• Найти пример негативного опыта (например, фрагмент переговоров, в котором вы испытывали раздражение, тревогу, страх, обиду, гнев, растерянность и т.д.).
• Создать визуальный образ этого фрагмента,
Примечание. Как правило, создание образа сопровождается появлением телесного отклика - дискомфортного ощущения в какой-то области тела; так действует стратегия «вижу - чувствую»: любой образ сопровождается некоторым телесным ощущением.
• Удерживая образ в поле зрения, найти телесный отклик переживания данного фрагмента.
• Расслабить тело и расфокусировать внимание в той области тела, где переживается этот отклик.
• Продолжая удерживать образ и расслаблять тело, направить концентрацию на ощущение телесного отклика.
• Продолжая удерживать образ, расслаблять эту область тела, концентрируясь на процессе; раскрыть тело и, по возможности, создать поток.
• Действовать таким образом до полной трансформации дискомфортных ощущений.
Результатом применения этой техники будет появление состояния полной невовлеченности по отношению к выбранному фрагменту. Все неприятные переживания, касающиеся этого фрагмента, окажутся интегрированными. При точном выполнении всех шагов инструкции и при условии, что трансформация доведена до конца, возникает новая позиция по отношению к данному фрагменту и видение новых перспектив.
Техника 5. Включение энергетического контура в процесс интеграции31
• Выполнить шаги 1-3 предыдущей техники: найти пример негативного опыта, создать его визуальный образ и найти соответствующий телесный отклик.
• Расфокусировать внимание во всем теле. Одновременно с этим стараться усилить телесный отклик переживания выбранного фрагмента. Для этого продолжать расслаблять тело в этой области и концентрироваться на неприятном ощущении.
• Если сохраняется расфокусировка внимания во всем теле, то при усилении выбранного телесного отклика периферийное внимание обязательно отметит дополнительные отклики в других частях тела.
• Как только такие отклики обнаруживаются, перенести на них часть концентрации. Тогда концентрация будет одновременно направлена на несколько телесных ощущений.
• Расслабить тело в области локализации каждого из откликов, направить концентрацию в каждую из этих областей и открыть там тело.
• Повторять шаги 2 - 5 до тех пор, пока не включится (т.е. не откроется) все тело, т.е. повторять их каждый раз, когда появляются дополнительные отклики.
• Продолжать концентрацию на всех телесных откликах до полной интеграции.
Данная техника является усиленной модификацией техники 2. Помимо того, что она является частью целостного мышления, она может использоваться как способ устранения болевых симптомов - таких, как головные, зубные боли и т.д.
Технику 5 также можно рассматривать как дополнительный, многократно усиливающий элемент техники 4 (добавляется после шага 5 техники 4). Хотя выбранный фрагмент негативного опыта наиболее сильно переживается локально, в определенной области тела, тонкие отголоски этого локального отклика переживаются и в других телесных зонах. Все локальные ощущения, воспринимаемые одновременно, составляют определенную конфигурацию (контур) данного переживания. Последнее связано со структурой движения энергии по меридианам. Как известно, сильные переживания затрагивают целый меридиан (или несколько меридианов). Негативные переживания искажают процесс прохождения энергии по меридианам. (Иногда это ведет к обострению хронических заболеваний или к возникновению новых - если данный тип негативного опыта повторяется часто.)
Обычно при некоторой тренированности любой человек начинает воспринимать не отрывочные локальные ощущения, а весь контур переживания или его существенную часть. Чтобы развить необходимую чувствительность, требуется определенная тренированность в техниках 1-3. Иногда без этого приема невозможно довести до конца процесс интеграции.
Техника 6. Создание целостного переживания
• Выбрать фрагмент негативного переживания и создать его визуальный образ.
• Найти самый сильный телесный отклик, а затем, действуя, как в технике 5, найти другие отклики, образующие контур переживания.
• Концентрироваться сразу на нескольких локальных откликах, действуя, как в технике 3 (шаги 3 - 4).
• Действовать так до тех пор, пока разные отклики не объединятся, - при этом переживание контура приобретает целостность.
Примечание. Этот эффект может быть использован как дополнительный шаг в технике 4 (после шага 5). Тогда мы получаем более мощную версию техники 4, если в ней концентрация направляется на весь контур в целом.
«Первое» и «второе» внимание как составляющие целостного (системного) мышления
Следующие техники позволяют трансформировать расколы буддхиального плана. Они предназначены для работы с более тонкими смыслами, включающими весь контекст проблемы.
Техника 7. «Состояние первого внимания»
• Расслабить тело.
• Расфокусировать внимание во всем теле.
• Создать серию визуальных образов, касающихся всего контекста проблемы в целом.
• Создать ощущение, как если бы тело расширялось, касаясь различных фрагментов окружающего контекста и поглощая их.
• «Раскрыть» тело, т.е. создать ощущение, как будто ткани тела раздвигаются, давая возможность глубинному ощущению «Я» объединиться с деталями окружающего контекста.
• Продолжать расслаблять тело и расфокусировать внимание до появления эффекта целостного переживания (см.
технику 6); контур переживания в этом случае может включать несколько фрагментов контекста.
• Добиться объединения ощущения «Я» с внутренним наблюдателем.
a. Технически это достигается концентрацией внимания на области тела, разделяющей эти две точки, максимальным расслаблением этого участка тела до ощущения полного соединения указанных точек.
b. Другой способ выполнить этот шаг - неограниченно расширять тело во все стороны, достигая такого объема, чтобы ощущение «Я» и внутренний наблюдатель воспринимались как элементы целого.
Вернемся к понятию концентрация. Особенность концентрации, как уже говорилось, состоит в том, что она осуществляет процесс трансформации энергии. В модели целостного мышления этот процесс используется для порождения новых идей или решения проблемы. При этом концентрация и расфокусировка внимания должны быть сбалансированы и включаться синхронно. Для описания такого процесса удобно воспользоваться метафорой второго внимания. Введем технику 8.
Техника 8. Воздействие второго внимания
• Расслабить тело и расфокусировать внимание.
• Создать ассоциированный визуальный образ проблемного фрагмента.
Для работы с энергией необходимо сделать переживание максимально сильным, а потом подвергнуть его воздействию концентрации. Чтобы усилить переживание, необходимо располагать его ассоциированный образ на внутренней территории (для этого делается шаг 3). Шаги 4-5 относятся к созданию намерения.
• Осознать проблемный фрагмент как часть внутренней территории. Для этого расширить тело таким образом, чтобы весь фрагмент оказался внутри. Тогда переживание данного фрагмента усиливается, и ощущения становятся более интенсивными. Обычно при этом практикующий начинает воспринимать этот фрагмент как продолжение себя.
Следующие два шага - 4 и 5 - представляют собой расширенную версию техники 2.
• Создать концентрацию на двух точках внутренней территории - там, где находится образ, и там, где находится телесный отклик. Концентрироваться на обеих точках, одновременно «расслабляя» область между ними. Хотя эта область располагается вне тела, субъективно она воспринимается как продолжение тела, пока сохраняется осознание внутренней территории.
• Продолжать этот процесс до тех пор, пока обе точки не начнут сближаться или восприниматься как нечто единое - как продолжение друг друга. В этот момент фрагмент начинает восприниматься как продолжение телесного ощущения. Или, по-другому, он начинает восприниматься так, будто его поместили внутрь тела. Обозначим это ощущение как совмещенное переживание.
• «Открыть тело» в той области, где находится фрагмент, -т.е. создать ощущение, будто ткани («расширенного») тела в этой области раздвигаются. Возникающий при этом энергетический поток будет начинаться в той области, где находится совмещенное переживание (см. п. 5) ощущения фрагмента и телесного отклика на него.
• Сохранять концентрацию до полной трансформации выбранного ощущения.
Весь процесс можно описать как последовательные включения первого и второго внимания. Предположим, есть проблема, которую необходимо «обдумать» - принять решение или наметить ближайшие шаги, или подготовиться к переговорам, или что-либо еще.
Первый шаг состоит в активизации первого внимания. Необходимо расфокусировать внимание и расширять тело, одновременно визуализируя все фрагменты выбранной проблемы - все, к чему привлекается спонтанное внимание. Как только выделится один или несколько напряженных фрагментов проблемы, необходимо воздействовать на них вторым вниманием до тех пор, пока они не будут интегрированы. На этом этапе полезны техники 3 и 6. После интеграции снова активизируется первое внимание. Теперь проблема будет выглядеть совершенно иначе. Если появились новые напряженные фрагменты, снова используется второе внимание, и т.д. до состояния полной ясности по поводу данной ситуации.
Говорить о последовательности включений первого и второго внимания удобно только для описания процесса. В действительности, они действуют одновременно. Первое внимание выделяет объекты для воздействия второго внимания, второе внимание формирует контекст для восприятия из первого внимания.
Так организовано их взаимодействие в процессе целостного (системного) мышления. Этот процесс является системным. Первое и второе внимание представляют собой две части системы, связанные двумя типами отношений.