Почему мое «нет» не срабатывает?
— Я отказываюсь от своего «нет», — заявил Берт. — Оно очень эффективно при установлении барьеров с другими людьми, но каждый раз, когда я пытаюсь завершить какое-то дело вовремя, оно лишается своей силы. Какой мне от него толк?
А действительно, какой? Читая об описанных выше неконтролируемых областях нашей жизни, вы, возможно, испытали чувства разочарования и бессилия. Не исключено, что и вам не чужды какие-то из этих пагубных пристрастий, и вам знакомо уныние, сопряженное с отсутствием зрелых и сформированных внутренних барьеров В чем тут проблема? Почему наше «нет» неэффективно для нас самих?
На это есть, по крайней мере, три объяснения:
1. Мы — наши самые страшные враги. С внешней проблемой бороться легче, чем с внутренней. Мы делаем важный шаг вперед, фокусируя внимание на ограничении самих себя, а не других людей. Меняется характер нашей ответственности. Раньше мы были ответственны только перед другой стороной, но ведь за нее мы не отвечаем. Однако теперь дело гораздо в большей степени касается нас, поскольку другой стороной на этот раз являемся мы сами. Мы отвечаем за себя.
Вы можете ограничить свое общение со слишком критичным человеком, который постоянно выискивает в вас недостатки. Вы можете сменить тему разговора, комнату, дом или город. Вы можете уйти. А что если вы сами являетесь тем человеком, который мешает вам жить? Что если вы встретили врага, и этот враг — вы сами?
2. Мы избегаем взаимоотношений в тот самый момент, когда больше всего в них нуждаемся. Джессика обратилась ко мне, чтобы избавиться от привычки переедания. Ей тридцать лет. Уже с подросткового возраста она не умела ограничивать себя в еде. Я спросил ее, делала ли она прежде попытки решить эту проблему.
— Я постоянно борюсь с этим, стараюсь питаться правильно, — сказала она. — Но в конце концов всегда сдаюсь.
— Вы разговаривали с кем-нибудь об этом? — спросил я.
— Что вы имеете в виду? — Джессика выглядела весьма растерянной.
— С кем вы можете поделиться своей проблемой, когда оказываетесь не в силах с ней справиться?
На глаза Джессики навернулись слезы.
— Вы слишком многого требуете. Это ведь очень личная проблема. Разве нельзя преодолеть это так, чтобы никто не знал?
От самого грехопадения наши инстинкты заставляют нас замыкаться в себе как раз в тот момент, когда нас постигает беда и, следовательно, потребность в близких взаимоотношениях особенно остра (вспомните Адама и Еву, когда они спрятались в саду после того, как вкусили запретный плод). Из-за отсутствия чувства безопасности, потери благодати, присущих нам стыда и гордыни в трудную минуту мы обращаемся внутрь себя, а не к другим. В этом-то и заключается проблема. Как говорит проповедник в Книге Екклесиаста: «Горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Екк. 4:10).
Мне приходится раз за разом наблюдать, как подобное замыкание происходит во время психотерапевтической программы в стационаре. Страдающие люди начинают привязываться к другим пациентам или к кому-то из персонала. Может быть, впервые за свою жизнь, они стремятся открыто удовлетворить свою потребность в близких взаимоотношениях. Подобно розе, распускающей после ливня свои лепестки и тянущейся навстречу солнцу, они тянутся к общению с Божьими детьми в свете Его благодати. Затем возникает какая-нибудь неожиданная трудность. Иногда, после того как они открыто скажут о своей внутренней боли, депрессия временно обостряется.
Порой на поверхность сознания всплывают какие-нибудь неприятные воспоминания. А порой камнем преткновения становится серьезный конфликт между членами семьи. Вместо того чтобы рассказать вновь обретенным товарищам о своих болезненных и пугающих воспоминаниях, наши пациенты часто уединяются в комнате и пытаются в одиночку работать над проблемой. Они проводят несколько часов в день, делая все возможное, чтобы вновь обрести контроль над собой. Они ведут сами с собой успокаивающие разговоры или читают Священное Писание — все для того, чтобы «почувствовать себя лучше».
И только когда все попытки разрешить проблему таким образом повергаются в прах, люди осознают, что со своей душевной болью надо идти в Тело Христово. Для пребывающего в изоляции человека нет ничего более пугающего, опасного и неразумного. Прежде чем решиться пойти на риск, рассказав о своих духовных и эмоциональных проблемах другим людям, человек должен быть пол* ностью уверен в них.
И тем не менее Библия не признает никакого другого способа решения наших проблем. Благодать должна прийти извне. Только тогда она будет для нас полезной и целительной. Как ветвь засыхает без Лозы (Ин. 15:1-6), так и мы не в состоянии ни поддерживать жизнь, ни эмоционально исцелиться без связи с Богом и окружающими людьми. Бог и Его народ — это то топливо, тот источник энергии, с помощью которого можно решать наши проблемы. Мы должны составлять Тело Христово, члены которого удерживаются вместе «посредством всяких взаимно скрепляющих связей» (Еф. 4:16). Только это дает нам возможность исцеляться и развиваться.
Независимо от того, в чем конкретно заключается наша проблема — будь это переедание, наркомания, сексуальные отклонения, неумение распоряжаться временем или деньгами, неспособность обуздывать свой язык или доводить начатое дело до конца, — в изоляции нам ее не разрешить. Если бы могли это сделать, то сделали бы. Но чем больше мы изолируемся, тем сложнее становится наша борьба. Рак, если его не лечить, за короткий срок достигает угрожающей жизни стадии. Так же и с проблемами, связанными с плохо сформированными внутренними барьерами, одиночество их существенно усугубляет.
3. Мы пытаемся разрешить эти проблемы с помощью силы воли. «Я разрешил эту проблему!» Питер радовался, что победил привычку тратить больше, чем может себе позволить на данный момент. Будучи верным христианином и руководителем церкви, он был всерьез обеспокоен печальным состоянием собственного бюджета. Создавалось впечатление, что он просто не в состоянии его контролировать. Однако в один прекрасный день он заявил: «Я дал обещание Богу и себе, что больше ни на цент не выйду за рамки своего бюджета! Это так просто, но это правда!»
Не желая разочаровывать Пита, я решил подождать и понаблюдать. Долго ждать не пришлось. Он появился на следующей неделе. Вид у него был унылый.
— Я просто не мог остановиться, — жаловался он. — Я отправился в магазин и купил спортивное снаряжение; затем мы с женой купили новую мебель. Именно в этих вещах мы нуждались. Цена вполне соответствовала качеству. Но была единственная проблема: для нас это слишком дорого. По-моему, я безнадежен.
Питер вовсе не безнадежен. Безнадежна его философия, к сожалению, весьма популярная среди христиан. Он пытался разрешить свою проблему с помощью силы воли. Такой подход, вероятно, самый распространенный.
Волевой подход очень прост. В чем бы ни заключалась ваша проблема, надо просто «перестать делать это». Другими словами: «Скажи «нет» — и все!» Другие популярные варианты, подобные этому: «Реши прекратить», «Дай себе обещание никогда не повторять этого».
Получается, что мы делаем идола из силы воли. А ведь это противоречит Божьему замыслу. Грехопадение не только исказило наши сердце и ум. Оно также подорвало нашу способность принимать разумные решения. Воля укрепляется только во взаимоотношениях. Не стоит давать решительных обещаний, если вы не надеетесь получить поддержку извне, необходимую для их исполнения. Бог сказал Моисею поддержать и укрепить Иисуса Навина (Втор. 3:28); Он не говорил, что Моисей должен призвать его «сказать решительное «нет».
Если мы будем рассчитывать на одну только силу воли, то провал нам гарантирован. Поступая так, мы отрицаем могущество взаимоотношений, дарованных нам Крестом. Если сила воли — единственное, что нам надо для преодоления зла, то зачем тогда Спаситель? (1 Кор. 1:17). Истина в том, что когда дело касается проблем с внутренними барьерами, то одной силы воли недостаточно:
«Для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:20-23).
В Библии Короля Иакова [15] фраза «самовольное служение» переводится как «служение посредством силы воли», или «насильственное». Другими словами, многочисленная аскетическая практика самоотречения при всей своей внешней духовности на самом деле не в состоянии положить конец неконтролируемому поведению. Не введенная в рамки душа под давлением силы воли все больше и больше негодует и наконец восстает. Особенно мстительно она действует после того, как мы даем обещания типа: «Я никогда...» или «Я всегда...» С помощью решимости и сжатых зубов невозможно преодолеть ни привычку Джессики уступать своему аппетиту, ни привычку Питера тратить больше, чем он может себе позволить, ни привычку какого-нибудь другого человека сплетничать и говорить глупости или без конца опаздывать.