Инфраструктуры менеджмента

В качестве надсистем для организации выступает внешняя среда. Внешнее окружение организации можно условно разделить на ближний круг — дело­вую среду и дальний круг — макроокружение, рисунок 14.

инфраструктуры менеджмента - student2.ru

Рисунок 14 – Макроокружение и деловая среда организации

Для организа­ции деловая среда и макроокружение выступают как надсистемы. От того, в каком состоянии находятся надсистемы, зависит развитие искомой системы — организации.

Деловая среда. К деловой среде относится все, что, находясь за пределами организации, взаимодействует с ней и оказывает на нее непосредственное влияние в целом или на отдельные ее подразделе­ния. Как правило, в деловую среду организации входят: потребители продукции и услуг; поставщики материальных и природных ресурсов; конкуренты; инфраструктура; государственные и муниципальные ор­ганизации; международный сектор.

  • Деловая среда формируется в процессе развития организации, гра­ницы деловой среды определить сложно. Организация может изме­нить цели, стратегию, сферу деятельности, продукцию или услуги — все это соответственно изменит и границы ее деловой среды.

Инфраструктура — это совокупность отраслей и видов деятельно­сти, обслуживающих организацию и создающих для нее как бы общий фундамент, опору. Это та часть деловой среды, которая обеспечивает организацию финансовыми, трудовыми ресурсами, транспортным об­служиванием, консультационными, аудиторскими, страховыми и др. услугами. В эту часть деловой среды входят банки, фондовые биржи, консультационные, аудиторские, лизинговые компании, склады, желез­ная дорога и пр., с которыми организация устанавливает связи.

Финансовые организации — фондовые биржи, частные инвесто­ры. Надежность финансовых организаций — необходимое условие для стабильной работы. Участившиеся кризисы — банкротство банков, резкие колебания валютного курса — все это усиливает степень неопределенности и создает большие сложности для менеджеров компа­нии. Поэтому так важен тщательный выбор финансовых учреждений.

Рынок рабочей силы: кадровые агентства занятости, учебные за­ведения, биржи труда. Изучение рынка рабочей силы позволяет орга­низации подобрать сотрудников необходимой специальности, квали­фикации, пола, возраста, образования, т.е. подобрать кадры согласно профессиональным требованиям.

Транспортные организации оказывают сильное влияние на ком­панию, ее благополучие зависит от цен, графиков перевозок, сохран­ности груза на транспорте. Если транспортная организация является монополистом, то тарифы на перевозки высоки.

Цена купли-продажи (фактурная цена) – цена, определяемая условиями поставки, оговоренными в контракте. Эта цена в значительной степени определяется рыночной конъюнктурой. Кроме того, ее величина существенно зависит от условий поставки, для которых используются следующие обозначения:

  • сиф (стоимость, страховка, фрахт) - продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки груза (фрахт), оплатить таможенные расходы и страховку, а также взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель – риск гибели или порчи после пересечения грузом этой линии;
  • фоб (свободен на борту) - продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели или повреждения (в США наряду с термином «фоб» используется в этом же смысле слово «франко»);
  • фор (свободен на рельсах) – продавец обязан за свой счет и на свой риск доставить товар на железнодорожную станцию и погрузить его в железнодорожный вагон; остальные расходы берет на себя покупатель (наряду с термином «фор» используется в этом же смысле выражение «франко-вагон»)4
  • франко – продавец обязан доставить товар в обусловленное место за свой счет и на свой риск, а транспортные, страховые и таможенные расходы включаются в цену товара.

Консультационные фирмы в последние годы все чаще оказывают профессиональные консультационные услуги организациям. Россий­ские предприятия обращаются за помощью в разработке маркетинго­вых, инвестиционных проектов, стратегии, проектов по реструктури­зации предприятия и др. На рынке консультационных услуг действуют как иностранные, так и российские фирмы.

Фирма профессиональных услуг (ФПУ) может быть определена как любая деловая единица, функционирующая либо как независимая фирма, либо как часть некоторой большей организации, с намерением получить прибыль, чье предложение в виде услуги включает время, опыт, знания квалифицированного персонала, предлагающего что-то в ответ на проблемы клиентов.

К профессиональным услугам относятся:

Ø консультации;

Ø организация обучения персонала;

Ø проектирование;

Ø рекрутинг;

Ø реклама;

Ø информационное обслуживание;

Ø брокерские операции;

Ø услуги менеджмента;

Ø дизайн;

Ø организация строительства;

Ø бухучет и аудит и т.д.

Основная часть фирм профессиональных услуг связана с консалтингом, суть которого заключается в помощи клиенту в повышении эффективности своей деятельности и создании добавленной стоимости как путем представления информации и рекомендаций, так и обеспечения достижения поставленных целей.

Управленческое консультирование (менеджмент консалтинг) – это вид деятельности, направленный на решение проблем, стоящих перед менеджерами высшего звена в области стратегического планирования, управления хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельностью, оптимизации и повышения эффективности деятельности компании, а также проведение необходимой для этого аналитической и исследовательской работы.

Фирмы профессиональных услуг имеют следующие основные характеристики:

  • основным содержанием профуслуг являются консультации;
  • консультации предоставляются независимыми от заказчиков лицами;
  • поставщики услуг являются опытными, хотя и необязательно профессионально квалифицированными, так как в ряде случаев более эффективны консультации менеджеров-практиков;
  • потребители услуг есть предприятия и отдельные клиенты, требующие различные услуги, которыми надо управлять;
  • услуга предоставляется в ответ на запрос заказчика;
  • основная доля издержек заключена в зарплате.

Страховые компании являются необходимым элементом ин­фраструктуры. Высокий уровень риска для бизнеса на российском рынке заставляет фирмы обращаться к услугам страховых компаний. Для организации важно, чтобы на территории ее расположения обя­зательно были сильные страховые компании.

Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Широко используется такой вид страхования, как хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.

По целям и технике проведения операции хеджирование делится на хеджирование продажей – заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой – заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.

Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.

Наши рекомендации