Инфраструктуры менеджмента
В качестве надсистем для организации выступает внешняя среда. Внешнее окружение организации можно условно разделить на ближний круг — деловую среду и дальний круг — макроокружение, рисунок 14.
Рисунок 14 – Макроокружение и деловая среда организации
Для организации деловая среда и макроокружение выступают как надсистемы. От того, в каком состоянии находятся надсистемы, зависит развитие искомой системы — организации.
Деловая среда. К деловой среде относится все, что, находясь за пределами организации, взаимодействует с ней и оказывает на нее непосредственное влияние в целом или на отдельные ее подразделения. Как правило, в деловую среду организации входят: потребители продукции и услуг; поставщики материальных и природных ресурсов; конкуренты; инфраструктура; государственные и муниципальные организации; международный сектор.
- Деловая среда формируется в процессе развития организации, границы деловой среды определить сложно. Организация может изменить цели, стратегию, сферу деятельности, продукцию или услуги — все это соответственно изменит и границы ее деловой среды.
Инфраструктура — это совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих организацию и создающих для нее как бы общий фундамент, опору. Это та часть деловой среды, которая обеспечивает организацию финансовыми, трудовыми ресурсами, транспортным обслуживанием, консультационными, аудиторскими, страховыми и др. услугами. В эту часть деловой среды входят банки, фондовые биржи, консультационные, аудиторские, лизинговые компании, склады, железная дорога и пр., с которыми организация устанавливает связи.
Финансовые организации — фондовые биржи, частные инвесторы. Надежность финансовых организаций — необходимое условие для стабильной работы. Участившиеся кризисы — банкротство банков, резкие колебания валютного курса — все это усиливает степень неопределенности и создает большие сложности для менеджеров компании. Поэтому так важен тщательный выбор финансовых учреждений.
Рынок рабочей силы: кадровые агентства занятости, учебные заведения, биржи труда. Изучение рынка рабочей силы позволяет организации подобрать сотрудников необходимой специальности, квалификации, пола, возраста, образования, т.е. подобрать кадры согласно профессиональным требованиям.
Транспортные организации оказывают сильное влияние на компанию, ее благополучие зависит от цен, графиков перевозок, сохранности груза на транспорте. Если транспортная организация является монополистом, то тарифы на перевозки высоки.
Цена купли-продажи (фактурная цена) – цена, определяемая условиями поставки, оговоренными в контракте. Эта цена в значительной степени определяется рыночной конъюнктурой. Кроме того, ее величина существенно зависит от условий поставки, для которых используются следующие обозначения:
- сиф (стоимость, страховка, фрахт) - продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки груза (фрахт), оплатить таможенные расходы и страховку, а также взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель – риск гибели или порчи после пересечения грузом этой линии;
- фоб (свободен на борту) - продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели или повреждения (в США наряду с термином «фоб» используется в этом же смысле слово «франко»);
- фор (свободен на рельсах) – продавец обязан за свой счет и на свой риск доставить товар на железнодорожную станцию и погрузить его в железнодорожный вагон; остальные расходы берет на себя покупатель (наряду с термином «фор» используется в этом же смысле выражение «франко-вагон»)4
- франко – продавец обязан доставить товар в обусловленное место за свой счет и на свой риск, а транспортные, страховые и таможенные расходы включаются в цену товара.
Консультационные фирмы в последние годы все чаще оказывают профессиональные консультационные услуги организациям. Российские предприятия обращаются за помощью в разработке маркетинговых, инвестиционных проектов, стратегии, проектов по реструктуризации предприятия и др. На рынке консультационных услуг действуют как иностранные, так и российские фирмы.
Фирма профессиональных услуг (ФПУ) может быть определена как любая деловая единица, функционирующая либо как независимая фирма, либо как часть некоторой большей организации, с намерением получить прибыль, чье предложение в виде услуги включает время, опыт, знания квалифицированного персонала, предлагающего что-то в ответ на проблемы клиентов.
К профессиональным услугам относятся:
Ø консультации;
Ø организация обучения персонала;
Ø проектирование;
Ø рекрутинг;
Ø реклама;
Ø информационное обслуживание;
Ø брокерские операции;
Ø услуги менеджмента;
Ø дизайн;
Ø организация строительства;
Ø бухучет и аудит и т.д.
Основная часть фирм профессиональных услуг связана с консалтингом, суть которого заключается в помощи клиенту в повышении эффективности своей деятельности и создании добавленной стоимости как путем представления информации и рекомендаций, так и обеспечения достижения поставленных целей.
Управленческое консультирование (менеджмент консалтинг) – это вид деятельности, направленный на решение проблем, стоящих перед менеджерами высшего звена в области стратегического планирования, управления хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельностью, оптимизации и повышения эффективности деятельности компании, а также проведение необходимой для этого аналитической и исследовательской работы.
Фирмы профессиональных услуг имеют следующие основные характеристики:
- основным содержанием профуслуг являются консультации;
- консультации предоставляются независимыми от заказчиков лицами;
- поставщики услуг являются опытными, хотя и необязательно профессионально квалифицированными, так как в ряде случаев более эффективны консультации менеджеров-практиков;
- потребители услуг есть предприятия и отдельные клиенты, требующие различные услуги, которыми надо управлять;
- услуга предоставляется в ответ на запрос заказчика;
- основная доля издержек заключена в зарплате.
Страховые компании являются необходимым элементом инфраструктуры. Высокий уровень риска для бизнеса на российском рынке заставляет фирмы обращаться к услугам страховых компаний. Для организации важно, чтобы на территории ее расположения обязательно были сильные страховые компании.
Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Широко используется такой вид страхования, как хеджирование – страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения.
По целям и технике проведения операции хеджирование делится на хеджирование продажей – заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой – заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.
Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.
В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.