Тестирование. Использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности (4ч.)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебно-методической работе
_________________ А.А.Панфилов
«______»_________________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Общий психологический практикум (III семестр)
(наименование дисциплины)
Направление подготовки: 37.03.01ПСИХОЛОГИЯ
Профиль/программа подготовки:
Квалификация (степень) выпускника:БАКАЛАВР
Форма обучения:ОЧНАЯ
Семестр | Трудоем-кость зач. ед,час. | Лекций, час. | Практич. занятий, час. | Лаборат. работ, час. | СРС, час. | Форма промежуточного контроля (экз./зачет) |
2, 72 | - | зачет | ||||
Итого | 2 (72ч.) | - |
Владимир, 2016
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
Основные цели курса: формирование теоретических представлений и знаний об организации и проведении психологического исследования, а также умений и опыта практического применения основных методов психологии знакомство с логикой психологического исследования, основными методами сбора эмпирических данных и оформлением результатов.
Задачи освоения содержания курса:
- помочь студентам получить психологические знания, которые в дальнейшем могут быть ими использованы при освоении смежных дисциплин, различных педагогических и психологических техник, актуализировать научно-теоретические и экспериментальные позиции (подходы) к исследованию психики человека;
- познакомить с методами исследования в психологии;
- обучить процедурам получения и описания эмпирических данных, стандартным способам представления и обработки данных и анализа результатов;
- освоить планирование эмпирических исследований;
- углубить знания по видам наблюдения и эксперимента в психологии, по видам беседы, тестирования, шкалирования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Дисциплина «Общий психологический практикум» находится в цикле общепрофессиональных дисциплин базовой части образовательной программы, Б1.Б.9.
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: школьные курсы анатомии и физиологии, истории, общей биологии.
Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин история психологии, психодиагностика, социальная психология, психология личности в цикле профессиональном базовом ООП.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
В процессе освоения данной дисциплины бакалавр должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).
профессиональными компетенциями (ПК):
- научно-исследовательская деятельность:
- способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
- способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7).
Знания, умения и навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины.
Студенты, изучившие дисциплину, должны
иметь представление: о методологических и теоретических аспектах психологического исследования; о межпредметных связях общего психологического практикума; о роли общего психологического практикума в профессиональной подготовке психолога (ОК-7)
знать:основные методы психологического исследования: психологический анализ документов, экспертную оценку, анкетирование, личностные опросники, тестирование; виды наблюдения в психологии: стандартизированное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное; виды беседы в психологии: стандартизированную, частично стандартизированную, свободную: психологические измерения: методы нольмерного, одномерного и многомерного шкалирования; основные типы измерительных шкал: наименований, порядков, интервалов и отношений; эксперимент и его разновидности в различных психологических школах, представленные как типы исследования в психологии; порядок планирования эмпирических исследований, основные квазиэкспериментальные планы; процедуры получения и описания эмпирических данных; стандартные способы обработки и представления данных (ОК-7, ОПК-1, ПК-6, ПК-7);
уметь:применять основные методы психологичного исследования; практически вести наблюдение, обрабатывать и интерпретировать протоколы наблюдения; создавать психологические и поведенческие портреты личности на основе наблюдения; готовить и практически вести частично стандартизованную беседу; применять классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности; использовать процедуры получения и описания эмпирических данных; применять стандартные способы обработки и представления данных (ОПК-1, ПК-6, ПК-7);
владеть навыками:планирования и проведения психологического исследования; применения основных методов психологического исследования (ПК-6, ПК-7).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часов.
№ п/п | Раздел (тема) дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) , форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекции | Семинары | Практические занятия | Лабораторные работы | Контрольные работы, коллоквиумы | СРС | КП / КР | ||||||
Тестирование (использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности). | 1-5 | 3/50% | Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод. | |||||||||
Психологические измерения. | 6-10 | 3/50% | Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод, рейтинг-контроль №1 | |||||||||
Эксперимент и его разновидности | 11-14 | 3/50% | Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод, экспериментальные отчеты, рейтинг-контроль №2 | |||||||||
Корреляционные исследования | 15-18 | 3/50% | Опрос, составление справочных материалов, кейс-метод, тестирование, рейтинг №3, зачет | |||||||||
Итого за семестр | 1-18 | 27/50% |
Практические занятия
Планы практических занятий
Практическое занятие № 1
Тестирование. Использование методик исследования индивидуально-типологических особенностей личности (4ч.)
- Метод тестов в психологии
- Классификации тестов.
- Достоинств или недостатков
- Этапы становления метода тестирования за рубежом:
- Первое употребеление понятия «интеллектуальный тест» Дж. М. Кеттелом в 1890г. Провозглашение необходимости стандартизации тестов.
- Первое десятилетие XX века. Широкое распространение метода. Создание первых тестов интеллекта (А. Бине, А. Симон). Введение понятия коэффициента IQ В. Штерном.
- Первая мировая войны. Изменение формы проведения испытания: появление первых групповых тестов. Упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов тестирования.
- Появление тестов специальных способностей. Развитие проф. отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле.
- Монофакторные и мультифакторные концепции как теоретическая основа тестов интеллекта.
- Возникновение тестов достижений, которые отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. (Например, Стэнфордский тест достижений (SAT) - 1923 г)
- Развитие тестирования в России.
Практическое занятие № 2
Психологические измерения: методы нольмерного, одномерного и многомерного шкалирования(4ч.)
1. Проблемы измерения в психологии.
2. Приемы измерений.
3. Типы измерительных шкал. Свойства шкал. Допустимое преобразование. Адекватные шкале методы математической статистики.
4. Нольмерное шкалирование.
5. Одномерное шкалирование.
6. Многомерное шкалирование.
Практическое занятие № 3