Некоторые психологические аспекты организационно-управленческой подструктуры в деятельности судебных органов
Профессиональная деятельность судьи, как и решаемые им проблемы организационно-управленческого характера, имеют свои выраженные черты, особенно с принятием нового законодательства относительно судебной системы РФ, статуса судей, организационного обеспечения деятельности судов, с введением в действие принципов состязательности и равноправия сторон, внесших «существенные изменения не только в процедуру доказывания, но и в сам порядок судебного разбирательства», судебного контроля на предварительном следствии «с приоритетными полномочиями суда принимать решения по вопросам, относящимся к защите конституционных прав и свобод граждан», с исключением из полномочий суда элементов обвинительной функции и переложения ее на прокурора[1].
И, тем не менее, несмотря на существенные изменения в законодательстве, вопросы организационного характера в деятельности судьи остаются и поныне. Это и организационное управление деятельностью других лиц в границах представленных судье полномочий, например при подготовке судебного заседания (ст. 227, 230—233 УПК), и, конечно же, самоуправление, сохранение контроля судьей за своим поведением, эмоциональным состоянием, настроением, способность находить выход из сложных ситуаций, оперативно и гибко применять свой опыт и знании при решении задач, возникающих в судебном разбирательстве, находить выход из сложных ситуаций, критично оценивать поведение и действии других лиц[2].
Среди разнообразных проблем организационно-управленческого характера в любой профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности судьи, одной из центральных является проблема своевременного принятия единолично или коллегиально выработанных разнообразных решений. Причем с принятием нового УПК диапазон принимаемых судьей (судом) решений значительно расширился. Судья, принимающий то или иное решение в пределах своих полномочии, должен определить вес правовых или нравственных ценностей и выделить приоритета среди них. Выбор этих приоритетов может быть особенно затруднен при назначен вида и размера наказания с учетом данных, характеризующих личность подсудимого при оценке обстоятельств, исключающих преступность деяния, например, в ситуациях крайней необходимости, при столкновении двух правоохраняемых интересов, возникающих коллизий с оценкой отдаваемых каким-то из них предпочтений. При отправлении правосудия от того, насколько правильно: в соответствии с Законом, справедливо по совести было принято решение судьей (судом) — во многом зависят; и результаты, затрагивающие интересы, судьбы многих людей в конечном счете - авторитет правоохранительных органов, самой государственной власти.
Поэтому судебные решения, облеченные в процессуальную форму: определения постановления - должны быть законными, обоснованными мотивированными (ч. 4 ст. 7 УПК). Что касается приговора, в котором выражено решение суда по делу, оно должно быть еще и справедливым (ч 1 ст. 297 УПК). При этом ведущими принципами, которым должен руководствовать судья (суд), принимающий подобные решения, являются принципы независимости и беспристрастности, справедливости и человечности (гуманизма)-
Указанные принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10), включены в Конституцию РФ (ст. 120) и в целый ряд других известных законодательных актов, посвященных судебной системе статусу судей РФ, различным судебным процедурам, понятия- независимость, беспристрастность, справедливость, гуманность равно как и совесть, честь и достоинство судьи, также вошедшие в содержание целого ряда законодательных актов, предполагают не только высокий уровень нравственного поведения судьи, но и определенные психологические качества, влияющие на принятие им различных решений не только чисто организационного, но и правового характера. Без этих необходимых психологических качеств судьи указанные выше принципы отправления правосудия будут носить в большей мере декларативный, нежели практический характер. Вот почему в настоящее время оценка кандидатов на должности судьи только по возрасту, образовательному критериям оказывается недостаточной.
Сама профессия судьи предполагает сочетание в его профессиональной деятельности, с одной стороны, установленной законом процедуры, а с другой — творческого начала, определяющего в значительной мере характер принимаемых решений, постоянное «участие нравственного механизма» в формировании судейского усмотрения. Причем на это судейское усмотрение, на принимаемые решения влияют не только «этические воззрения судьи, его представления о добре и зле, справедливости и несправедливости», но и определенные психологические качества, свойства личности.
Теперь уже признается и в самом Судебном департаменте при Верховном Суде РФ,, на который возложено организационное обеспечение деятельности различных судов (в том числе и кадрового характера), «очевидная необходимость внесения дополнений в ст. 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», которыми можно было бы нормативно закрепить психодиагностическое обследование кандидатов на должность судьи», введение в действие психологических критериев профессиональной пригодности к судебной деятельности по аналогии с тем, как это, например, сделано в отношении прокурорско-следственных работников (см. гл. 11 настоящего учебника), т.е. создание и введение в действие системы профессионально-психологического отбора на должности судей.
Какие же психологические качества, особенности личности судьи обращают на себя внимание, прежде всего, с негативной стороны при оценке уровня профессиональной пригодности? Это: нервно-психическая, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, неуверенности в своих действиях и знаниях, отсутствие твердой жизненной позиции, асоциальные установки, сниженный уровень интеллектуальных, аналитических способностей и некоторые др.
Поэтому судье необходимо постоянно поддерживать на должном уровне самоконтроль за своим эмоциональным состоянием, настроением, поведением, особенно в процессе общения с окружающими его людьми, участниками судебного разбирательства, с коллегами по работе. Как подчеркивается в Кодексе чести судьи Российской Федерации (п. 4 ст. 2), «судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей». Среди различных нравственно-психологических качеств, которыми должен обладать судья, в структуре его личности проф. Н.В. Радутная выделяет такое качество, как терпимость (толерантность), предполагающее сдерживаемое реагирование человека на какие-либо неблагоприятные факторы либо даже отсутствие такого реагирования ни них, чему способствуют выдержка, самообладание, способность длительное время переносить их отрицательное воздействие без снижения адаптивных возможностей психики.
Терпимость рассматривается Н.В. Радутной как органически присущее личности судьи качество, как необходимое условие его профессиональной пригодности. «Поэтому, — пишет она, — формирование самим судьей способности к сдержанному поведению, выдержке и терпимости является одной из важных задач подготовки к его профессиональной деятельности»[3]. Аналогичных взглядов придерживаются и другие видные ученые, известные судебные деятели страны, отмечающие, что судье должны быть присущи такие качества личности, как «порядочность, доброжелательность, терпимость и уравновешенность, корректность и чуткость»[4]. Ничто, в том числе и его личностные качества, не должно умалять авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывать у граждан сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности в отправлении правосудия (п. 2 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»)[5].
Все эти перечисленные качества личности, которыми должен оола- дать судья и которых из отмеченных выше у него не должно быть, с большой степенью достоверности могут быть заранее выявлены с помощью таких апробированных психодиагностических методик, как ММР1 (его адаптированные варианты СМИЛ или ММИЛ), 16-ФЛО Р.Б. Кеттелла и некоторых других, на что обращалось внимание выше. В настоящее время признается, что «вопрос использования методой психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи является чрезвычайно актуальным»[6].
Более того, «использование достижений психологической науки на профессиональном отборе кандидатов на должность судьи позволит не только выявить лиц, наиболее подходящих для деятельности по отправлению правосудия, но и защитить общество от негативных последствий профессиональной несостоятельности претендентов, не соответствующих требованиям судейской профессии»[7].
Таким образом, дело остается за малым: всего лишь за практической реализацией данного решения с соответствующим его правовым, Законодательным обеспечением.
[1] Радутная Н.В. Этика судьи. Пособие для судей. М., 2002. С. 56.
[2] См.: там же. С. 57.
[3] Радутная Н.В. Этика судьи. С. 93.
[4] Алексеева Л.Б., Андреев В.И., Андреева Т.К. и др. Настольная книга судьи Введение в профессию. Практическое пособие. М., 2000. С. 88.
[5] ВВС. 1992. № 30. Ст. 1792.
[6] О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи. Постановление Совета судей Российской Федерации // Российская юстиция. 2003. № 5. С. 73.
[7] О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи. Постановление Совета судей Российской Федерации // Российская юстиция. 2003. № 5. С. 73.