Стратегии и моделирование поведения
Одно из самых известных открытий НЛП связано с моделированием поведения и выработкой стратегий.
Ричард Бэндлер и Джон Гриндер в результате изучения работы Милтона Эриксона, Фрица Перлза и Вирджинии Сатир показали, что для реализации конкретных навыков и проявления определенного поведения люди используют стратегии. Одни стратегии применяются сознательно, другие неосознанно, причем возможны изменения в обоих направлениях.
Исследования показали, что каждый человек в любой деятельности — будь то управление автомобилем, завязывание шнурков или чтение доклада, использует стратегии. Не менее интересно было узнать, что стратегии идут в ход и когда люди «не могут что-то сделать», например, если кто-то считает, что у него неумелые руки или плохая память на числа. Таким образом, человеческое поведение основано на стратегиях.
Что такое стратегии?
Стратегии построены на репрезентативных системах и субмодальностях (см. главу 4) и являются следствием того, что репрезентации возникают на фоне поведения и влияют на него. Например, один хороший футболист обладал визуальной репрезентацией себя, забивающего гол, и сильной кинестетической реакцией на аудиальныи стимул в виде аплодисментов толпы и на прикосновения, объятия и поздравления товарищей по команде.
Другой футболист, желающий достичь подобных успехов, имел ту же последовательность репрезентаций (визуальная, аудиальная, кинестетическая), но поскольку представлял себя незабившим гол, компоненты переживания у него были другие. Это привело к закреплению лишающего сил убеждения, осложнявшего проблему.
Дальнейшая работа показала, что хотя поведение обоих спортсменов связано с забиванием гола и реакцией на него, у них наблюдаются различия в стратегиях достижения результата.
Стратегия состоит из трех компонентов:
1) поддерживающих поведение убеждений;
2) физиологии поведения;
3) стратегий, поддерживающих поведение.
Их взаимосвязь может быть описана следующим образом:
метапрограммы — почему обучающиеся делают что-то;
стратегии — как они это делают.
Тем тренерам, которые хотят узнать, как определить чью-либо стратегию (выявление стратегии в НЛП), нужно предпринять следующие действия.
1. Выберите определенное поведение.
2. Предложите человеку продемонстрировать это поведение или (так как часто это невозможно) вернуться в то время, когда имело место это поведение, и вызвать соответствующее состояние.
3. Определите, что первым возникает в сознании человека, когда он вспоминает это поведение.
4. Выясните, какая репрезентативная система при этом используется.
5. Установите характер этой репрезентативной системы — внутренняя она или внешняя, восстановленная в памяти или сконструированная.
6. Определите, что возникает в сознании человека, когда он вспоминает свое поведение.
7. Выясните, какая репрезентативная система при этом используется.
8. Установите характер этой репрезентативной системы — внутренняя она или внешняя, восстановленная в памяти или сконструированная.
9. Повторяйте до тех пор, пока не выявите стратегию.
При выявлении стратегии:
– обращайте внимание на предикаты;
– обращайте внимание на глазные ключи доступа;
– на основе двух предыдущих пунктов выберите подходящие вопросы, например «Что вы чувствовали, когда смотрели в ту сторону?»;
– заполняйте паузы, спрашивая, что происходит с человеком в данный момент;
– обращайте особое внимание на различия в субмодальностях, например близко расположенный, яркий и красочный образ вызовет иную реакцию, чем бесцветный, маленький и удаленный.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Используйте два рассмотренных в этом разделе упражнения:
– выявление стратегии;
– достижение состояния тренера.
2. Выполните упражнение по выявлению стратегии у себя и у других:
– в обыденных занятиях, например при завязывании галстука, запуске двигателя автомобиля и т. д.;
– в деятельности, связанной с НЛП, например при установлении раппорта, установке якорей, определении языковых паттернов.
Это поможет вам развить навыки выявления стратегий, а также лучше понять приемы и техники НЛП.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Каждый человек в любом деле применяет стратегии.
Люди применяют стратегии и когда они «не могут что-то сделать».
Стратегия — это последовательность проявления репрезентативных систем и субмодальностей. Стратегии состоят из трех компонентов:
– убеждений;
– физиологии;
– поддерживающих поведение стратегий.
Существуют специальные методики выявления стратегии.
Моделирование поведения состоит в выборе эффективной стратегии и помощи в овладении ею.
Моделируя свое поведение, можно добиться продуктивного личного состояния.
В своей книге «Тренинг с помощью НЛП» (Training with NLP) Джо н Сеймор и Джозеф О'Коннор описывают упражнение, применя емое ими для помощи тренерам в развитии навыка создания состоя ний. Оно может быть дополнено проработкой используемых тренером стратегий.
1. Каждый из четырех участников придумывает три состояния, которые он хотел бы выявить в группе, где проводит тренинг, записывает их на отдельных листках бумаги, которые сворачивает.
2. Все 12 листков смешиваются.
3. Кто-нибудь из участников играет роль тренера. Он наугад берет листок и пытается выявить указанное на нем состояние у троих членов группы (которые не знают, какое это состояние). Тренер останавливается, когда считает, что задача выполнена, но не позже, чем через минуту, и спрашивает о последовательности состояний у каждого.
4. Каждый участник кратко описывает испытанные состояния и указывает, на каком он остановился. Нужно только реагировать на действия тренера, не стараясь угадать искомое состояние.
5. Если тренеру удается выявить указанное состояние, его роль играет другой участник. В случае неудачи он сообщает, какое состояние было задано, и все в группе по очереди демонстрируют его. Тренер принимает информацию к сведению и делает вторую попытку.
6. Каждый пробует себя в ролл тренера.
С помощью этого упражнения легко определить стратегии, используемые тренером для выявления различных состояний. Как и многое в НЛП, его можно использовать в разных целях. Например, для развития личной гибкости, применения якорей, отработки языковых паттернов, развития остроты восприятия, установления раппорта и т. д. Оно также иллюстрирует релевантность моделирования и стратегий. Все, что делает тренер, подчинено стратегии, которую можно выявить и затем либо передать другим, либо, как в этой книге, использовать для создания эффективного состояния каждого. Другими словами, тренер может смоделировать себя и на этой основе работать над развитием собственного продуктивного состояния.
Все это является составной частью НЛП и может быть применено в любой сфере жизни. Именно такую цель в конечном счете и преследует эта книга.