Приложение 1. Профессиограмма главного бухгалтера коммерческого банка
Комментарий:Форма собственности коммерческого банка и список должностных обязанностей главного бухгалтера, как руководителя высокого ранга, предполагают особые требования к личностным качествам работника. Кроме того, руководство коммерческих банков находится в фокусе пристального внимания Центрального Банка РФ, который в обязательном порядке производит утверждение кандидатов на должность. Эти особенности внешней и внутренней среды приводят к появлению некоторых специфических требований к качествам претендентов
Содержание н основные операции.
Полифункциональность деятельности:
- организация управления, характерная для руководителей высшего звена, координация действий отдельных подразделений;
- контроль за подготовкой и представлением отчетной документации на основании законов, норм, инструкций;
- выполнение роли представителя банка во взаимоотношениях с вышестоящими организациями, государственными органами и контролирующими финансовыми органами;
- финансовый анализ, планирование и контроль за движением финансовых ресурсов.
Условия ихарактер труда.
Нерегламентированный рабочий день, постоянные контакты с людьми, логико-аналитическая деятельность, связанная со спецификой организации труда и управления.
Критерий тяжести - 6
Логическая сложность - 17
Требования профессии ккачеству подготовки.
Образование: высшее экономическое (возможна переподготовка).
Обязательное условие: стаж работы на руководящей должности в коммерческом банке от 3-х лет (предпочтительно не в филиалах), отсутствие кандидата в «черных» списках ЦБ РФ.
Обязательное отсутствие перерыва в работе на настоящий момент (это вызвано быстрым изменением нормативной и за-
конодательной базы, а также требованиями ЦБ РФ для утверждения кандидата).
Знание финансового, банковского законодательства, основ управления.
Знание языков и компьютера
Требования профессии к личностным качествам.
Склонность к умственному труду и работе с людьми, к «взвешенному» риску, в то же время, внимание к нормативным документам и инструкциям !]'
ПВК:способность к логическому мышлению, хорошая па- '*
мять, ответственность, пунктуальность, требовательность, органи- \
заторские способности, устойчивость и концентрация внимания, !
стрессоустойчивость, высокая работоспособность Сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы. !
ПНК:девиантное поведение, низкий уровень нравственных качеств, высокий уровень склонности к риску.
Диагностические методики.
Тесты: Векслера, Айзенка, Амтхауэра, MMP, 16-ФЛО, УСК Проективные методики (в частности в тесте Розенцвейга предпочтителен тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребности). Для диагностики нравственных качеств методики ИОМС Синяги-на, ОСНН Купрейченко.
Медицинские противопоказания.
Болезни сердца, гипертония, язва желудочно-кишечного тракта, гипертония, невротические расстройства.
Процедура изучения
субъективных представлений работников ('
о проблемах организации и
Ч
А. А. Вахин г*
Введение
Постановка проблемы. Одной из центральных в психологии является задача построения максимально объективных процедур изучения психологической феноменологии. Особенно остро эта задача стоит в прикладной психологии, где перед практическим психологом (консультантом, психотерапевтом и т.д.) постоянно возникает необходимость диагностики объектов изучения и целенаправленного воздействия на них.
Актуальность этой задачи не уменьшается со временем, хотя к сегодняшнему моменту психология накопила богатый арсенал таких диагностических инструментов. Так как объектами анализа и целенаправленного влияния психологов становится все больше и больше различных индивидуальных и групповых субъектов, то необходимость разработки, апробации, внедрения и эффективного использования надежных диагностических методов становится все более острой. Усиливает эту общую необходимость и то обстоятельство, что использование традиционных методов диагностики зачастую не дает адекватной информации по интересующей теме. Здесь можно выделить две большие группы причин.
Первая группа причин - все диагностические методы и процедуры разрабатываются в определенном контексте проблем, используя свою концептуальную базу4 от научной методологии вообще и до психологических теорий, в частности. И что особенно важно, эти процедуры соответствуют своему периоду развития науки и характерным ему взглядам на предмет и метод научного описания фактов, а также своему пониманию изучаемых явлений. Но развитие науки приводит к изменению взглядов на предмет и методологию, появлению новых научных концепций, а разрабо-
тайные диагностические процедуры при этом остаются, как правило, неизменными
Вторая группа причин- все методы не только изучают реальность, но и неким образом воздействуют на эту реальность (вне зависимости от желания исследователя) А вслед за этим воздействием идет адаптация «объектов изучения» к методам изучения и самому исследователю Иными словами, диагностический метод сам по себе является одновременно и методом обучения изучаемых социальных объектов некоторым специфичным формам поведения. В них данный объект изучения пытается «предугадать» необходимые, желаемые, одобряемые типы реакций (ответов), улучшающие в его собственных глазах представления исследователей о нем самом И это, безусловно, искажает общую картину изучаемой реальности
Из сказанного непреложно следуют два логических вывода, которые подталкивают к поиску-созданию новых диагностических инструментов1 во-первых, новизна метода должна соответствовать современному пониманию изучаемых явлений, использовать все богатство накопленных знаний, во-вторых, для получения максимально объективной информации и исключения возможных искажений необходимо, чтобы «объект» не был заранее знаком с данным подходом и не мог прогнозировать ожидаемые результаты Эти соображения, конечно, не умаляют и, тем более, не отменяют существующий диагностический аппарат, который с успехом используется в научной и прикладной деятельности психологов. Но каждый раз, начиная анализировать изучаемую реальность, исследователями неизбежно ставится вопрос о создании нового диагностического инструментария
Все вышесказанное имеет особое значение в ситуациях психологической диагностики работающих организаций Формирование таких методов в данной области - прерогатива социальной психологии Но их создание, в свою очередь, сопряжено с дополнительными трудностями И хотя сегодня в литературе, посвященной проблеме диагностики организаций, появляется большое количество новых работ [, 6, 10, 14 15, 18 и др ], их подавляющее большинство представляет собой попытки объективации существующих процессов и состояний, опирающиеся на некоторые универсальные социально-психологические параметры (факторы, индикаторы и т п.). А задачей традиционного
исследователя является «лишь» правильное и своевременное использование данных процедур.
В реальной практике организационного консультирования1, чаще всего приходится иметь дело и в последствии работать с субъективными представлениями сотрудников различного уровня управленческой иерархии в организации. Эти представления являются наиболее важными, существенными в процессе консультирования. Они внешне проявляют тот сложный психологический образ организационных процессов, который сложился у данного сотрудника на основании собственной вовлеченности, догадок, психологических реконструкций и интерпретаций- всего многообразия представленное™ субъекта в жизни организации. Объективные методы, несмотря на тщательную их проработку, как правило, именно этот комплекс феноменов «обходят стороной» и тем самым упускают то значимое и важное, что может иметь решающее значение для эффективной работы консультанта
Таким образом, перед нами встает задача разработки методов (подходов, процедур и т.д.), которые давали бы возможность учитывать эту субъективную компоненту во всем ее многообразии, а включать их в диагностические программы в максимальном объеме.
Для описываемого подхода мы предложили термин «процедура», который, на наш взгляд, отражает максимально общее и универсальное название для конкретной прикладной технологии. Под процедурой мы будем понимать неразрывную, соединенную общей логикой и поэтому непротиворечивую последовательность конкретных шагов, приводящую к определенному и ожидаемому (в общем смысле) результату.
Необходимо отметить, что сегодня существуют методы, которые так или иначе учитывают субъективные мнения членов группы или полностью на них основываются. Это методы опроса (анкетирования, интервьюирования), метод фокус-группы, метод контент-анализа, проективные методы, которые широко применяются не только в социальной психологии, но и в различных социальных науках [2, 4, 14, 15, 17, 19 и др.]; их методологический аппарат достаточно хорошо разработан и не вызывает сомнения.
Но необходимость получить не только общую информацию о
Далее, для сокращения, мы будем пользоваться терминами орпсонсультаро-вакие и оргконсупьтанг или консультирование и консультант,
проблемах, но и хорошо структурированную, дифференцирующую важное и менее важное, акцентирующую внимание на наиболее значимых особенностях исследуемого объекта, обосновывает актуальность создания подобного метода. До сих пор решение этой задачи не стало достоянием широкого класса исследователей и практиков, но подобными приемами активно пользуются некоторые психологи-консультанты по организационному поведению и развитию, успешно применяя их на практике.
Как следует из поставленной задачи, необходимо получить информацию о состоянии организации (коллектива, группы, отдела и т.д.), не навязывая какой-либо изначальной информационной матрицы. Предлагаемая процедура позволяет собрать материалы, содержание и взаимозависимость которых изначально неизвестны Далее, используя некоторые схемы и алгоритмы, можно трансформировать полученные данные в единую структуру для последующего анализа и интерпретаций. Эта процедура предполагает специфический метод математической обработки данных для увеличения точности полученных результатов.
Концептуальные основы