Психологические основы терапии
В современной литературе указывается четыре основные модели психотерапии:
— как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций, — медицинская модель;
— как метод, приводящий в действие процесс научения, — психологическая модель;
— как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля, — социологическая модель;
— как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми, — философская модель.
Развитие психотерапии тесно связано с разработкой учения о личности и закономерностях ее функционирования. Достаточно отметить, что само становление взглядов на личность в психоанализе, экзистенциально-гуманистической психологии во многом основывалось на психотерапевтической практике.
В нашей стране развитие психотерапии связано с работами одного из основателей отечественной медицинской психологии А. Ф. Лазурского (1923). В дальнейшем это направление исследований продолжено В. Н. Мясищевым, в работах которого раскрывается психологическая сущность отношений в структуре личности. Психология отношений в нашей стране является основой для разработки учения о неврозах и патогенетической, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
В работах Б. В. Зейгарник, ее учеников и сотрудников были намечены несколько основных направлений анализа личности с позиции психологии деятельности, вошедших в концепцию системы личностно-ориентированной психотерапии:
— характеристика преморбидной личности — сформированость иерархии мотивов, их широта, динамика, содержание ведущей деятельности;
— анализ основных противоречий, возникающих в развитии личности заболевшего человека — внутри смысловой системы личности, противоречия между операциональной и смысловой сторонами деятельности, несоответствие между уже сложившимся представлением о себе и необходимостью его изменения в связи с болезнью и др.;
— характеристика основных перестроек личности, связанных с болезнью; изменение иерархии мотивов, сужение их сферы, изменение опосредованности деятельности.
Разработка проблем общения и закономерностей восприятия людьми друг друга важна для различных областей психотерапии, в особенности для групповой психотерапии, чтобы добиться эффективных методов «социально-психологического тренинга», направленных на развитие коммуникативных и социально-перцептивных способностей инвалида. Все это необходимо для организации полноценного и продуктивного взаимодействия между людьми при решении лечебных, психологических и психопрофилактических задач, поиска путей оптимизации взаимоотношений между врачом и другим медицинским персоналом, с одной стороны, и пациентом, с другой (Б. Д. Карвасарский 1975, М. М. Кабанов 1978, В. А. Ташлыков 1984).
По мнению А. А. Бодалева, способность к общению характеризует следующие моменты: во-первых, способность разбираться в людях и верно оценивать их психологию; во-вторых, адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и, в-третьих, выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, который, не расходясь с требованиями морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы их индивидуальным особенностям.
Таким образом, психотерапия реализует имеющиеся достижения психологии личности в решении практических задач.