Использование постоянных атомов 1 страница
Анни Безант
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
В этой книге, адресованной людям, изучающим проблему эволюции сознания, излагаются гипотезы и предположения, которые могут оказаться полезными для них. Она не претендует на полноту изложения, а скорее является вкладом в психологию. Для полного изложения обширной науки, рассматривающей вопрос развертывания сознания, необходимо гораздо больше материала, чем имеется в моем распоряжении. Необходимый материал постепенно накапливается в руках старательных и усердных ученых, но пока еще не было предпринято никаких усилий для систематизации и приведения его в порядок. В этой небольшой работе я систематизировала лишь небольшую часть этого материала в надежде, что сейчас это сможет оказаться полезным для некоторых тружеников в обширной области Эволюции Сознания, и сможет послужить в будущем кирпичиком цельного строения. Потребуется великий архитектор для планирования этого храма знаний и искусный каменщик для руководства его строительством; на данный момент достаточно выполнить работу подмастерья и подготовить строительные материалы для более искусных мастеров.
Анни Безант
ВВЕДЕНИЕ
Развитие сознания у созданий, пространством эволюции которых является солнечная система, является сложным процессом: в настоящее время никто из нас не может надеяться на большее, чем понимание малой его части, но его можно изучать таким образом, при котором будут заполнены некоторые пробелы в нашем мышлении, и который может дать нам достаточно четкую схему для направления нашей будущей работы.
Однако мы не можем удовлетворительно вычертить эту схему, не рассмотрев сначала нашу солнечную систему как целое, и не попытавшись получить некоторое представление, каким бы смутным оно не показалось, о "началах" в такой системе.
Источники
Мы знаем, что материя в солнечной системе существует в семи больших модификациях, или планах; на трех из них, физическом, эмоциональном (астральном) и ментальном — часто упоминаемых как "три мира", хорошо известных Три-локи, или Три-бхувана индусской космогонии — проходит нормальная эволюция человека. На следующих двух планах, духовных — планах мудрости и силы, буддхическом и атмическом — проходит особая эволюция Посвященного после первого из великих посвящений. Эти пять планов составляют сферу эволюции сознания до слияния человека с божественным. Два плана, следующие за этими пятью, представляют всеокружающую и всеохватывающую сферу божественной деятельности, из которой излучаются божественные энергии, оживляющие и поддерживающие всю систему. В настоящее время о них нам абсолютно ничего не известно, а то немногое известное о них, вероятно, несет в себе столько информации, сколько наши ограниченные способности в состоянии воспринять. Нас учат, что это планы божественного Сознания, в которых проявляется Логос или божественная Троица Логосов, и откуда Он светит как Создатель, Хранитель и Разрушитель, разворачивая вселенную, поддерживая ее во время существования и вбирая ее в Себя по ее завершении. Нам даны названия этих двух планов нижний — это Апупадака, на котором "пока еще не создано никакой формы";* высшим является Ади — "первый", фундамент вселенной, основа и источник ее жизни. Таким образом, существует семь планов вселенной, солнечной системы, которые, как видно из этого короткого описания, можно рассматривать как образующие три группы: I. Сфера проявления исключительно Логоса; II. Сфера сверхъестественного человеческого развития, эволюции Посвященных; III. Сфера элементальной, минеральной, растительной, животной и нормальной человеческой эволюции. Мы можем свести эти данные в следующую таблицу:
I. Ади II. Анупадака | Сфера проявления исключительно Логоса |
III. Атмический IV. Буддхический | Сфера сверхъестественной человеческой эволюции |
V. Ментальный VI. Эмоциональный VII. Физический | Сфера элементальной, минеральной, растительной, животной и нормальной человеческой эволюции |
__________
* Из Пранава-вада, неопубликованной рукописи на санскрите [Сейчас опубликованной под названием The Science of the Sacred Word или The Pranava-vada of Gargyayana].
Два высших плана можно представить существовавшими до образования солнечной системы, и мы можем представить себе высочайший, Ади, как состоящий из материи пространства — символизируемой точками — выбранный Логосом для формирования материальной основы системы, которую Он собирается создать. Как рабочий выбирает материал, которому он собирается придать форму, так и Логос отбирает материал и место для своей вселенной. Подобным же образом мы можем представить и Анупадаку — символизируемую линиями — как состоящую из этой же самой материи, модифицированной его собственной жизнью, используя показательную метафору, можно сказать окрашенную его всеодухотворяющим Сознанием, и поэтому некоторым образом отличающуюся от соответствующего плана в другой солнечной системе. Нам говорят, что важнейшие факты этой подготовительной работы можно представить в символах; из них нам дается два ряда, один из которых отображает тройственное проявление Сознания Логоса, а другой — тройственное изменение в материи, соответствующее тройственной Жизни — жизненные и форменные аспекты трех Логосов. Мы можем считать их одновременными событиями:
Здесь в графе "Жизнь" мы имеем в центре круга изначальную Точку, Логос, как Единое внутри самоналоженной на Себя сферы тончайшей материи, в которую Он заключил Себя с целью проявления, сияния из Тьмы. Сразу же возникает вопрос: почему три Логоса? Хотя здесь мы касаемся глубочайшего вопроса метафизики, даже для неадекватного изложения которого потребовался бы целый том, мы должны дать краткий ответ. Анализируя все существующее, мы приходим к обобщению: "все делится на "Я" и "Не-Я", "Сам" или "Не Сам". Каждая отдельно взятая вещь подводится под одно из этих определений: "Я" или "Не-Я". Нет ничего, что нельзя было бы подвести под одно из них. "Я" — это Жизнь, Сознание; "Не-Я" — это Материя, Форма. Следовательно, здесь мы имеем двойственность. Но Пара — это не две отдельные вещи, изолированные и несвязанные; между ними существует непрерывное взаимоотношение, постоянное сближение и расхождение, отождествление и отрицание, эта взаимосвязь проявляется как постоянно изменяющаяся вселенная. Таким образом, мы имеем Тройственность, а не Двойственность — "Я". "Не-Я" и Взаимоотношение между ними. В этом суммируются все вещи и все взаимоотношения, фактические и возможные, и отсюда Тройка, не более и не менее, является основой всех вселенных в общем и каждой отдельной вселенной в частности.* Это фундаментальное положение накладывает на Логос тройственность проявления в солнечной системе, и поэтому Единое, Точка, расходящаяся в трех направлениях к окружности Круга Материи и возвращающаяся к Себе, проявляет различные аспекты в каждом месте контакта с Кругом — три фундаментальных выражения Сознания Волю Мудрость и Деятельность — божественную Триаду, или Троицу.**
__________
* Изучающий должен внимательно проработать книгу Бхагаван Даса "The Science of Peace", где данные метафизические вопросы разъясняются с редкой проницательностью и точностью.
** Другой излюбленный способ выражения этой тройственности — Сила, Мудрость и Любовь, но это оставляет в стороне Деятельность и дублирует Любовь, если не принимать Любовь в качестве ее эквивалента, так как Любовь по своей сущности является активной. По моему мнению Мудрость и Любовь являются одним и тем же аспектом сознания, то, что проявляется выше как Мудрость, реализация Единства, в мире форм проявляется как Любовь, притягивающая сила, которая приводит к Единству в мире обособленных созданий.
Вселенское "Я", Пратьяг-атма, "Внутреннее Я", размышляя о "Не-Я", идентифицирует Себя с ним, и таким образом разделяет с ним его Существование. Это божественная деятельность, Сат, Бытие, придаваемое Несуществующему. Вселенский Разум, Самореализующееся "Я" является Мудростью, Чит, принципом сохранения "Я", отзывающее Себя от "Не-Я" в свою собственную чистую сущность, является Блаженством, Ананда, свободным от формы. Каждый Логос вселенной повторяет это всеобщее Самосознание в своей активности. Он проявляется творящим Разумом, Крия — соответствующим вселенскому Сат — Брахмой индусов, Святым Духом христиан, Хокма каббалистов. В своей Мудрости Он является сохраняющейся Причиной, Джняна — соответствующей вселенскому Чит — Вишну индусов, Сыном христиан, Бина каббалистов. В своем Блаженстве Он является Растворителем форм, Волей, Иччха — соответствующим вселенской Ананде — Шивой индусов, Отцом христиан, Кетер каббалистов. Таким образом, проявляясь в каждой вселенной, три Логоса, три Создания, которые творят, сохраняют и разрушают свою вселенную, каждый проявляется, в основном, в своей функции во вселенной, в одном руководящем Аспекте, в отношении которого два других являются второстепенными, хотя, конечно, неизменно присутствующими. Отсюда о каждом проявляющемся Боге говорится как о Троице. Соединение этих трех Аспектов, или фаз проявления, в их внешних точках контакта с кругом дает основной треугольник контакта с материей, который с тремя треугольниками, образованными линиями, прочерченными Точкой, дает таким же образом божественную Четверку (Тетрактис), иногда называемую космической Четверкой (Кватернер), три божественных Аспекта, соприкасающихся с Материей, готовых к творению. В своей общности они составляют Сверхдушу* будущего космоса.
__________
* Эмерсон.
В Форме мы можем получить ответы на действие этих Аспектов со стороны Материи Они, конечно же, не обусловлены Логосом системы, а являются соответствиями во вселенской Материи Аспектам вселенского "Я". Аспект Блаженства, или Воли, придает Материи свойство Инерции — Тамас, силу сопротивления, стабильность, покой. Аспект Активности дает Материи способность отвечать на действие — Раджас, подвижность. Аспект Мудрости дает ей Ритм — Саттва, вибрацию, гармонию. Именно при помощи таким образом подготовленной Материи Аспекты Сознания Логоса могут проявить себя как Создания.
Логос — пока еще не первый, поскольку еще нет второго — виден как Точка, излучающая сферу Материи, собравшуюся вокруг Него как пространство будущей вселенной, сверкающее великолепием, как истинная Гора Света, согласно Ману, но Света видимого только на духовных планах. Об этой великой сфере говорится как о первичной Субстанции: это Самообусловленный Логос, ни в одной точке не отделимый от Материи, которую Он предназначил для своей вселенной, до тех пор пока Он немного не отделяет Себя от нее во втором проявлении: это сфера Самообусловливающейся Воли, приводящая к созидательной Активности: "Я есть Это", когда "Это", Не-Я, будет познано". Символически говоря, Точка — для того, чтобы указать на Форму в отношении ее внешнего вида — колеблется между центром и окружностью и таким образом вычерчивает линию, разделяющую Дух и Материю,* делая возможным познание, и таким образом порождает Форму для второго Аспекта, Создания, которое мы называем вторым Логосом, символической Линией или Диаметром Круга. В мистическом высказывании об этом говорится: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя"**; это отношение Отца и Сына в рамках единства Божественного Существования, Первого и Второго Логоса, относится, конечно, ко Дню Откровения, периоду жизни вселенной. Именно это порождение Сына, это появление Второго Логоса, Мудрости, отмечается в мире Формы дифференциацией, разделением Духа и Материи, двумя полюсами, между которыми сплетена ткань вселенной: разделение, так сказать, нейтрального пассивного электричества — которое может символизировать Первый Логос — в двойственную форму положительного и отрицательного, символизирующую Второй — таким образом делает неявное явным. Это разделение в Первом Логосе ярко отображено для нас в подготовке к клеточному делению, которое мы можем изучать на физическом плане, наблюдая процессы, ведущие к появлению разделяющей стенки, в результате чего из одной клетки получается две. Весь процесс является лишь отражением событий в величайшей материи на высших планах, и мы часто можем найти поддержку нашему запинающемуся воображению в своих исследованиях физического развития. "Как вверху, так и внизу". Физическое является отражением духовного.
__________
* Здесь следует помнить, что "разделение" происходит лишь в сознании: идея Духа отделена от идеи Материи. Во вселенной, доступной чувственному восприятию, нет Духа, необусловленного Материей, нет ни мельчайшей частички Материи, лишенной Духа. Все формы сознательны; и все создания имеют формы.
** Псалтырь II, 7.
Затем Точка с вращающейся с ней линией колеблется под прямым углом к предшествующему колебанию, и образуется Крест, все еще находящийся в Круге, Крест, который таким образом "Исходит от Отца и Сына", символ Третьего Логоса, Созидательного Разума, божественной Активности, теперь готовой проявиться в качестве Создателя. Затем Он проявляет Себя как Активный Крест, или Свастика, первый из Логосов, который проявляется за пределами двух высших планов, на третьей стадии божественного развертывания.
Возникновение монад
Но перед рассмотрением созидательной Активности Третьего Логоса мы должны обратить внимание на возникновение Монад, или Единиц Сознания, для эволюции которых в материи должно быть подготовлено поле вселенной. Более подробно мы рассмотрим этот вопрос в Главе II. Мириады таких Единиц, которые должны развиваться в этой будущей вселенной, зарождаются в рамках божественной Жизни, как зародышевые клетки в организме, до формирования поля для их эволюции. Об этом порождении написано: "Оно подумало: "Да стану я многоликим, да вырасту я!"*; и по действию Воли в Едином возникает множество. Воля имеет два аспекта — притяжения и отталкивания, вдоха и выдоха; и, когда пробуждается энергия аспекта отталкивания, происходит разделение, разъединение.
__________
* Чхандогья упанишада VI, II, 3.
Это умножение в рамках Единого под действием Воли отмечает место происхождения — Первый Логос, неделимый Господь, Вечный Отец. Это искры Высочайшего Огня, "божественные Фрагменты"*, обычно называемые Монадами. Монада является фрагментом божественной Жизни, отделенным как индивидуальная сущность тончайшей пленкой материи, такой тонкой, что хотя она и дает форму каждому, но не создает препятствия для свободного взаимодействия таким образом заключенной в оболочку жизни с окружающими ее подобными жизнями. Таким образом, жизнь Монад исходит от Первого Логоса и поэтому имеет тройной аспект. Сознание, существующее как Воля, Мудрость и Активность, эта жизнь приобретает форму на плане божественного Откровения, втором, или Анупадака, в виде Сыновей Отца, как и Второй Логос, но Сыновей младших, не имеющих божественных сил, способных действовать в материи более плотной, чем на их собственных планах; в то время как Он, с многовековой эволюцией готов применить свои божественные силы, "Первородный между многими братиями".** Надлежащим образом они пребывают на плане Анупадака, имея жизненные корни в Ади, но пока еще без средств самовыражения, ожидая дня "откровения сынов Божих"***. Там они пребывают до тех пор, пока Третий Логос не начинает внешнюю работу проявления, сотворение формы объективной вселенной. Он собирается вложить свою жизнь в материю, чтобы подготовить из нее материалы, пригодные для построения оболочек, необходимых для эволюции Монад. Но Он не сольется со своей работой, ибо какой бы большой она нам ни казалась, для Него она является лишь малой частицей "Установив этот целокупный мир с частью себя, я пребываю в прежнем состоянии"****. Эта удивительная Индивидуальность не утеряна, для жизни космоса достаточно лишь ее частицы. Логос, Сверхдуша, остается Богом своей вселенной.
__________
* Свет на пути.
** К Римлянам, VIII, 29.
*** Там же, 19.
**** Бхагавад-гита, X, 42.
ЧАСТЬ I
Глава I
ПОДГОТОВКА ПОЛЯ
Образование атома
Третий Логос, Вселенский Разум, начинает свою божественную активность, вытягивая материю из бесконечного пространства для построения нашей солнечной системы. Эта материя существует в пространстве в формах для нас непознаваемых, но, по-видимому, уже сформированных для нужд более обширных систем. Ибо Е. П. Блаватская говорит, что атомические подпланы наших планов составляют первый, или низший, космический план. Если представить, что атомы этого космического плана символизируются музыкальной нотой, то наши атомы, образованные Третьим Логосом, могут, наверное, символизироваться обертонами такой ноты. Очевидно, что они находятся в близкой связи с "атомами пространства", соответствуют им, но в их теперешней форме им не идентичны. Но семь типов материи, которые стали нашими "атомами", отражают материю, взятую из пространства для построения солнечной системы, и в конечном итоге могут снова вернуться к ней. Е. П. Блаватская имеет в виду повторяющееся семикратное деление на атомы все меньшей и меньшей степени, когда пишет: "Один Космический Атом становится семью атомами на плане материи, и каждый из них превращается в энергетический центр. Этот же атом становится семью лучами на плане духа,.. разделенными до окончания кальпы и все же близко связанными".*
__________
* "Тайная Доктрина", I, 696 (Здесь и далее страницы указываются по лондонскому изданию 1928 года — прим. ред.)
За пределами вселенной эта материя находится в специфическом состоянии, три свойства материи: инерция, подвижность и ритм* — сбалансированы друг с другом и находятся в состоянии равновесия. Их можно рассматривать как существующие в замкнутом круге, бездействующие. Фактически, в некоторых древних книгах материя в своей целостности описывается в этом состоянии как инерция. Ее также можно назвать девственной; это небесная Дева Мария, океан девственной материи, которая должна стать Матерью благодаря действию Третьего Логоса. Началом созидательной Активности является разрыв этого замкнутого круга, перевод его свойств из устойчивого равновесия в неустойчивое. Жизнь — это движение, и жизнь Солнечного Логоса — его дыхание, как ее поэтически называют — касаясь этой находящейся в состоянии покоя материи, переводит ее свойства в неустойчивое равновесие, то есть в постоянное движение по отношению друг к другу. Во время существования вселенной материя постоянно находится в состоянии непрерывного внутреннего движения. Е. П. Блаватская пишет: Фохат становится крепче и разбрасывает семерых Братьев. электризует к жизни и разделяет изначальную субстанцию или предродовую материю на атомы"**.
__________
* Тамас, Раджас и Саттва.
** Тайная Доктрина, I, 105.
Образование атома состоит из трех стадий. Во-первых, установление границы, в пределах которой будет вибрировать вдыхающая душу жизнь — Жизнь Логоса в атоме: это определение и закрепление длины волны колебания технически называется "божественной мерой"*; это дает атомам плана их характерную специфичность. Во-вторых, Логос в соответствии с божественной мерой размечает линии, определяющие очертания атома, основные оси роста и их угловые отношения, что определяет форму как таковую, соответствующего космического атома**. Их ближайшей аналогией являются оси кристаллов. В-третьих, степенью колебания и угловым отношением между осями роста определяются размер и форма поверхности, которую мы можем называть поверхностью или стенкой атома Таким образом, в каждом атоме мы имеем меру жизни, вдыхающей в него дух, его оси роста, и окружающую его поверхность или стенку.
__________
* Танматра, мера Этого — "Это" как Божественный Дух.
** Совместно Таттва (a Tattva).
Третий Логос создает пять различных видов таких атомов, пять различных "мерок", подразумевающих пять различных колебаний, и каждый вид образует основной материал плана, однако каждый план, независимо от того, какими бы различными ни были объекты на нем, имеет свой фундаментальный тип атома, к которому в конечном итоге может быть сведен любой из его объектов.
Материя духа
Термин материя духа, вероятно, лучше будет оценен, если мы на некоторое время остановимся на способе образования атомов последовательно идущих планов. Для каждой системы материя пространства вокруг нее является ее Источником Материи, Мулапракрити, как образно называют ее индусы. Материя каждой системы имеет своим источником или основой окружающую ее материю, и ее собственная специфическая материя зарождается и развивается из нее. Логос, Сверхдуша системы, собирая вокруг себя из пространства необходимую материю, вдыхает в нее душу своей собственной жизни, и эта жизнь в рамках этой тонкой материи, эта Мулапракрити, является Атманом, Я, душой каждой частички. Фохат, энергия Логоса, говорит Е.П.Б., "прорывает в пространстве дыры" и никакое другое описание не может быть лучше или вернее. Эта кружащаяся энергия образует бесчисленные водовороты, форма которых определена божественной энергией и осями роста, и каждый из них заключен в материю пространства, — Атман в оболочке Мулапракрити, душа в оболочке материи, "атомы" ади, высшего плана, первого. Некоторые из них остаются в качестве "атомов"; другие соединяются и образуют "молекулы"; "молекулы" образуют еще более сложные комбинации; и так далее до тех пор, пока не образуется шесть подпланов ниже атомического. (Это по аналогии с тем, что можно наблюдать ниже, так как эти высшие планы являются непознаваемыми.) Теперь наступает черед образования атомов второго плана. Их размер и оси роста определяются Третьим Логосом так, как описано выше, некоторые из атомов ади, или первого плана, собирают вокруг себя оболочку из комбинаций своего собственного низшего подплана; Душа плюс ее первоначальная оболочка из космической материи (Мулапракрити), или атом первого плана, является душой второго плана и наполняет новую оболочку, образованную из своих комбинаций низшей степени. Эти оболочки, в которые таким образом вдохновлена душа, являются атомами анупадаки, или второго плана. Такой, все более усложняющейся агрегацией, образуются остальные шесть подпланов. Некоторые из атомов анупадака, подобным же образом окружаясь комбинациями из своего самого нижнего подплана, становятся атмическими атомами. Душа теперь оказывается окруженной двумя оболочками за атомной стенкой из агрегации самого низшего подплана анупадака, при этом первоначальная Душа, или Жизнь, с ее двумя оболочками называется душой атмического плана, а стенка атома считается материей. Этот атом, снова покрытый агрегациями самого нижнего атмического подплана, становится атомом буддхического плана, так что Душа на буддхическом плане имеет три окружающие ее пленки в атомной оболочке из простейших атмических агрегаций. На ментальном плане Душа имеет состоящую из четырех слоев оболочку за атомной стенкой. На астральном — из пяти и на физическом — из шести, плюс дополнительно в каждом случае атомную стенку. Но Душа плюс все свои оболочки, за исключением внешней, всегда считается Душой, а внешняя оболочка лишь формой или телом. Именно это окутывание Души делает возможной эволюцию, и каким бы сложным не казалось описание, принцип прост и может быть легко понят. Тогда действительно мы можем говорить о повсеместной "материи души".
Подпланы
Первичные атомы физического плана не являются "атомами" современного химика; первичные атомы агрегированы в последовательные типичные группы, образующие "состояние материи", и химический атом может быть в пятом, шестом или седьмом из этих состояний, газом, жидкостью или твердым телом. Нам знакомы газообразное, жидкое или твёрдое состояние материи, или, как их часто называют, газообразный, жидкий и твердый подпланы; над газообразным имеются четыре менее известных состояния — три эфирных состояния материи или подплана и собственно атомический подпланы. Эти истинные атомы агрегированы в группы, функционирующие как элементы, и которые называются молекулами, атомы в молекулах держатся вместе при помощи магнитного притяжения, а молекулы на каждом подплане располагаются по отношению друг к другу геометрически идентично осям роста атома соответствующего плана. Путем этих последовательных агрегаций атомов в молекулы и более простых молекул в более сложные образуются подпланы каждого плана согласно установке Активности Третьего Логоса, до тех пор, пока не будет завершено эволюционное поле, состоящее из пяти планов с семью подпланами в каждом — первый и второй план в это поле не входят. Но не следует полагать, что эти семь подпланов, образованные Третьим Логосом, являются идентичными ныне существующим. Если взять в качестве примера физический план, то они имеют приблизительно такое же отношение к существующим подпланам, как и называемый химиками протоводород к тем химическим элементам, которые из него построены. Данные условия не были обусловлены лишь работой Третьего Логоса, где преобладает Активность; для дальнейших интеграций потребовались более сильные энергии притяжения или сцепления Второго Логоса, который является Мудростью, а следовательно Любовью.
Важно помнить, что планы являются взаимопроникающими, и что соответствующие подпланы прямо связаны друг с другом и, в действительности, не отделены один от другого лежащими между ними слоями более плотной материи. Таким образом, мы должны думать об атомических подпланах не как об отделенных один от другого шестью подпланами как правило увеличивающейся плотности, а как о находящихся в непосредственной связи между собой. Мы можем видеть это из нижеследующей диаграммы:
Необходимо понять, что это диаграмма, а не картина, т.е она представляет отношения, а не реальные факты — отношения, имеющиеся между планами, вследствие их переплетения, а не сорок девять отдельных кирпичиков, выстроенных по семь в ряд, один поверх другого.
Это отношение одно из самых важных, так как оно подразумевает, что жизнь может переходить с одного плана на другой коротким путем через связанные между собой атомические подпланы, а не обязательно обойти через шесть молекулярных подпланов, прежде чем сможет достичь следующего атомического подплана, чтобы продолжить свой спуск. Действительно, вскоре мы увидим, что жизненные потоки от Монад на самом деле следуют по этой атомической дороге в своем нисхождении до физического плана. Если мы возьмем физический атом и рассмотрим его как целое, то увидим вихрь жизни, жизни Третьего Логоса, вращающийся с немыслимой скоростью. Притяжением между такими вращающимися вихрями строятся молекулы и образуются планы со своими подпланами. У поверхности, ограничивающей этот кружащийся вихрь, находятся спириллы, вращающиеся потоки, направленные под прямым углом к внутреннему и внешнему потокам. Эти вращающиеся потоки созданы жизнью Монад, а не жизнью Третьего Логоса и на этой рассматриваемой нами ранней стадии отсутствуют: они последовательно развиваются до полной активности в ходе эволюции, как правило по одному в каждом цикле (круге), их зачатки доводятся до завершения к четвертому кругу действием Второго Логоса, но жизненный поток Монад циркулирует лишь в четырех из них, в остальных трех они едва различимы. Атомы высших планов организованы аналогично центральному вихрю Логоса с окружающими его потоками, но все детали в настоящее время нам неизвестны. Многие техники йоги направлены на достижение более быстрой эволюции атомов ускорением воздействия на них этой вносящей жизнь работы спирилл Монад. Когда жизненные потоки Монад добавляются к вихрю Логоса, то жизнь по своему качеству становится все выше и выше. Мы можем сравнить центральный вихрь с основным тоном, а вращающиеся окружающие его потоки — с обертонами, добавление каждого обертона означает увеличение глубины тона. Таким образом, к состоящей из семи частей жизни постоянно прибавляются новые силы и новые красоты.
Пять планов
Различные реакции, которые впоследствии будет проявлять материя планов на импульс сознания, зависят от действия Третьего Логоса, от "меры" которой он ограничивает атом. Как мы видели, атом каждого плана имеет свою собственную меру, и это ограничивает силу его ответа, его колебательное движение и придает каждому специфический характер. Также как глаз способен отвечать на колебания эфира в определенном диапазоне, так и каждый тип атома по своему строению способен реагировать на определенные колебания. Один план называется планом, образованным из "материала ума", потому что его атомы, благодаря своей "мере", в большей степени реагируют на определенный диапазон колебаний Аспекта Логоса, модифицированного Созидательной Активностью.* Другой называется планом "материала желания", потому что его атомы, согласно своей "мере", в большей степени реагируют на определенный диапазон колебаний Аспекта Воли** Логоса. Таким образом, каждый тип атома имеет специфическую силу реакции, определяемую его собственной мерой колебания. В каждом атоме имеется бесчисленное количество возможностей реакции на три аспекта сознания, и эти возможности в ходе эволюции будут проявляться в атоме как силы. Но способность материи реагировать и характер реакции определяются первоначальным воздействием на нее тройственного "Я" и мерой, налагаемой на атомы Третьим Логосом; из своего бесконечного запаса множества колебательных сил он дает определенную часть материи конкретной системы на конкретном цикле эволюции. Это свойство закрепляется за материей Третьим Логосом, и постоянно в ней поддерживается его жизнью, заключенной в атоме Так образовано состоящее из пяти частей поле эволюции, в котором предстоит развиться сознанию.