Обобщение результатов корреляционного анализа
1.Спортсмены одного пола (мужчины и женщины) независимо от уровня спортивной квалификации не различаются по проявлению агрессивности и взаимосвязи с самооценкой личных качеств, но различаются по структурным (конкретные показатели) и функциональным (наличие и направленность связи) элементам взаимосвязи ситуативных проявлений агрессии и самооценки личных качеств.
2. Выраженность личностных проявлений агрессии имеет половые особенности.
У мужчин выделяются два блока влияния: уверенность в себе и удовлетворенность достигнутыми результатами сказываются на активных формах проявления агрессии, а авторитет среди спортсменов — на
пассивных формах.
У женщин определяющими факторами являются уверенность в себе, авторитет среди спортсменов и, в меньшей степени, удовлетворенность достигнутыми результатами. В отличие от мужчин у женщин значимость авторитета в своей среде сказывается на активных и пассивных формах личностных проявлений агрессии разнонаправленно — положительно на активных, отрицательно на пассивных.
3. Ситуативные проявления агрессии детерминируются самооцен
кой личных качеств.
У мужчин как у мастеров спорта, так и у разрядников — это уверенность в себе, удовлетворенность достигнутыми результатами и степень реализации возможностей.
У женщин мастеров спорта — уверенность в себе, удовлетворенность достигнутыми результатами и авторитет среди спортсменов. У спортсменок более низких разрядов — уверенность в себе и реализация возможностей. Самооценка удовлетворенности результатами сказывается только на проявлении агрессии в ситуации покоя.
4. В' зависимости от уровня спортивного мастерства по-разному
функционально связана самооценка личных качеств с выраженностью
агрессии в конкретных ситуациях. Выделю главное:
— мужчины мастера спорта: степень удовлетворенности достигнутыми результатами имеет отрицательную связь с агрессией на тренировке;
— мужчины-разрядники: уверенность в себе повышает агрессию на тренировке;
— женщины мастера спорта и разрядницы: уверенность в себе повышает агрессию на тренировке.
На основании этого можно предполагать наличие разного характера влияния самооценки личных качеств на механизмы реализации агрессии в спортивной деятельности, требующей мобилизации возможностей спортсмена. У женщин независимо от уровня спортивного мастерства уверенность в себе срабатывает как мобилизующий фактор проявления агрессии в ситуациях спортивного единоборства. По всей видимости, и у мужчин-разрядников срабатывает тот же механизм мобилизации. Можно предположить, что у разрядников — мужчин и женщин — это является компенсацией недостаточного уровня спортивного мастерства. Снижение агрессии на тренировке у мужчин мастеров спорта я объясняю конструктивностью выражения агрессии, проявляемой в той степени, которая требуется для достижения положительного результата. По моему мнению, у спортсменов, независимо от уровня спортивного мастерства и пола, установленные закономерности реализации агрессии в ситуации тренировки свидетельствуют о проявлении конструктивной агрессии.
Безусловно, в спортивной практике каждого спортсмена бывали такие ситуации, в которых проявления агрессии характеризовались импульсивностью, выходили из-под контроля и приводили к проигрышу на соревнованиях. (При обсуждении со спортсменами результатов обследования затрагивались подобные ситуации.) О таких случаях спортсмены говорят, что не справились с собой, не смогли контролировать свои действия.
Таким образом, результаты корреляционного анализа дополнили количественные различия в проявлениях агрессии качественными особенностями, отражающими влияние объективных факторов на субъективные составляющие агрессивности и агрессивного поведения.